|
В преддверии Дня защитника Отечества в Москве открылась выставка, приуроченная к 90-летию Красной Армии. Для экспозиции были отобраны около сотни картин и плакатов.
одних в залы привели армейские воспоминания, других — интерес к искусству.
В Красноармейской студии собраны работы, которые написаны разными художниками, в разное время, но всех их объединяет одно — история Красной Армии в самый сложный для нее период: от начала Гражданской и до конца Великой Отечественной войны.
|
Первым гостем выставки стал первый президент СССР. Дольше других Михаил Горбачёв рассматривал вот эту картину художника Вялова — «Сталин и Ворошилов на крейсере „Червона Украина“». Она написана в 1933 году и от реализма более чем далека. В это время в стране был голод.
Михаил Горбачёв, президент СССР в 1990–1991 гг.: «Конечно, такой картины я нигде не видел — потрясающая. Я не знаю: или это демократия, или художник просто хотел сказать, что все нормально между вождями и народом».
Но кураторы выставки говорят: не стоит забывать, что работать художником в то время было почти так же опасно, как сражаться в бою. Не только страна, но и живопись была на военном положении.
Все картины, которые касались армейской тематики, оценивали и утверждали высшие военные чины. Во время правления Сталина эти вопросы курировал лично Ворошилов. Вот он, кстати, и на картине Исаака Бродского «Ворошилов на лыжной прогулке». Работа написана в 37-м.
Иосиф Бакштейн, куратор выставки: «Тогда это был вопрос жизни и смерти, правильный художественный жест. Люди рисковали жизнью зачастую, настаивая на правоте своего художественного жеста».
Иосиф Бакштейн лично выбирал все эти картины в крупнейших российских музеях, что-то из Третьяковской галереи, что-то из Русского, что-то из Музея вооруженных сил. Некоторые работы доставались из запасников, где они пролежали не один десяток лет. Другие, такие, например, как «Оборона Петрограда» Александра Дейнека, признанные шедевры.
Иосиф Бакштейн, куратор выставки: «Это все называется социалистический реализм, хотя я предпочитаю называть это советское искусство. Оно идеологически ангажированно. Но это, мне кажется, никак не умаляет эстетических достоинств этого искусства».
Организаторы уверяют, что они только старались как можно лучше показать, каким было искусство тех лет. Но можно ли быть хорошим художником, выполняя госзаказ? Ответ на этот вопрос должны дать посетители. Многие, опираясь на личный опыт.
Павел Грачёв, в 1992–1996 гг.: «В мое время писали картины хорошие. И я пошел в армию, сын крестьянки и рабочего, лишь из-за того, что хорошо писали и говорили про армию».
Отдельная часть экспозиции — это военные агитплакаты. Живопись советского периода, конечно, не столь известна широкой публике. Плакаты, они и доступнее, и нагляднее: «Все для фронта, все для победы!», «Родина-Мать зовет!» или «Ты записался добровольцем?» Самые известные сейчас узнает каждый, их давно разобрали на афоризмы и признали классикой жанра.
взято:http://news.ntv.ru/126929/
|