|
Выставку, которая открылась сегодня в залах Третьяковской галереи на Крымском валу, можно смело назвать реконструкцией. Она целиком и полностью повторяет легендарную экспозицию 1908 года – Салон «Золотого Руна». Название выставки и ее организация принадлежали одноименному журналу, а точнее – союзу единомышленников, вокруг которого в начале века объединились самые крупные художники. Тогда, сто лет назад, ценители искусства открывали для зрителей имена не только нового поколения русских мастеров, но и таких звезд, как Ван Гог, Гоген, Сезанн и Матисс. |
Он родился в большой семье миллионера-промышленника. Двенадцать сестер и братьев были очень талантливы – в науке, искусстве, общественной жизни и политике, а его назвали «беспутный Николашка». Все свои деньги Николай Рябушинский растратил на издание журнала «Золотое руно», который приносил огромные убытки, и на художников, которых никто не понимал. «Пятьдесят лет назад я сталкивалась с тем, что Врубель не был признан. О нем читали из-под полы, это была запретная часть русской культуры», – вспоминает первый заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи Лидия Иовлева.
Врубель и Борисов-Мусатов, Сомов, Бенуа и Бакст – их произведения регулярно печатались в «Золотом Руне». Нынешняя выставка задумана так, чтобы зрители смогли совершить историческое путешествие по страницам журнала. В экспозиции собраны работы, хранящиеся в разных музеях – в Эрмитаже, Пушкинском, Третьяковке и в частных коллекциях. Организаторы попытались воссоздать тот дух, который царил на выставках «Золотого Руна» сто лет назад. В 1908 году Рябушинский, первый в мире, собрал работы французских художников, творчество которых тогда еще не до конца понимали даже в Париже. Через год открылась выставка с участием русских живописцев, вдохновленных идеями французов, а еще через год на последней выставке, организованной Рябушинским, торжествовал русский символизм. «Он помог родиться тому, что появилось в начале ХХ века. Это была удивительная историческая прозорливость. То, что сформировало "Золотое Руно", – это наше представление о прекрасном сейчас», – убеждена куратор выставки Ида Гофман.
Журнал существовал несколько лет – всего вышло 34 номера. Недоброжелатели-современники винили в этом разорившегося издателя. Сегодня искусствоведы говорят, что это был «финал на высокой ноте». Издание исполнило главную задачу –дать толчок развитию русской живописи.
взято:http://www.tvkultura.ru/news.
|