|
Один из величайших шедевров итальянского Возрождения картина Рафаэля "Мадонна со щеглeнком" вновь предстанет перед публикой. Закончена ее реставрация. Чтобы вернуть полотну первозданный вид, потребовалось 10 лет. Причем, мастера использовали самые современные технологии. |
Мадонна со щегленком. Богоматерь, а у еe колен маленький Иоанн Креститель. Он протягивает птичку младенцу Иисусу Христу. В мифологии щегленок, который ищет себе пропитание в терновнике, символизирует будущие страдания сына Божия. Фигуры людей выполнены в цвете и выписаны так тщательно, что кажутся живыми. Прекрасно юное лицо Девы Марии в окружении великолепного южного пейзажа. Картина переливается яркими красками. Кажется, что великий Рафаэль сделал последний мазок кистью буквально только что, а не в начале XVI века. Трудно поверить, что такой шедевр мог погибнуть!
Марко Кьятти, глава лаборатории по реставрации: "С помощью новейших технологий нам удалось определить, что очень давно картина была разбита на множество фрагментов - это четко видно под лучами рентгена".
Как такое могло случиться? Тайну открывает история. Молодой Рафаэль написал полотно в качестве подарка к свадьбе богатого купца Лоренцо Нази. При жизни тот бережно хранил картину, подаренную близким другом. Но спустя 40 лет дом торговца обрушился от землетрясения, а картина оказалась разорванной на 17 фрагментов. Потомки Нази соединили части длинными поперечными гвоздями, а художники нанесли новый слой краски. Прошло время, и "Мадонна" перешла во владение знаменитой семьи правителей Флоренции - Медичи. Картину еще несколько раз реставрировали, чтобы удалить возникающие трещины.
Однако вернуть ей первоначальный облик стало возможным лишь в наше время, в лаборатории, оборудованной по последнему слову техники. Вторую жизнь шедевру подарила Патрисия Ритано - опытнейший реставратор. Но и ей пришлось нелегко.
Патрисия Ритано, реставратор: "Во время первой реставрации, еще несколько веков назад, мастера использовали те же краски, которыми писал художник, и они старели вместе с оригиналом. Поэтому мне было очень сложно определить и снять более поздний слой, не повредив творение самого Рафаэля".
Однако при помощи сканеров, лазеров и инфракрасных снимков ключ был найден - Патрисия добралась до тончайшего слоя лака, который нанес сам Рафаэль. Только тогда стало видно, где завершил свою работу мастер.
Сейчас картина имеет практически первозданный вид: реставраторы даже решили оставить маленькие трещинки, которые появились еще несколько веков назад. Полотно можно вернуть публике. Патрисии, для которой Мадонна стала частью жизни, все еще трудно свыкнуться с мыслью, что надо расставаться.
Патрисия Ритано, реставратор: "Эта картина уже стала частью меня. Не совру, если скажу: все последние годы я провела с ней больше времени, чем с собственной семьей. Зато - какие эмоции!"
Скоро, когда закончатся последние приготовления, творение великого Рафаэля выставят в одном из итальянских музеев, а затем она вернется на постоянное место жительства - во Флоренцию, в галерею Уфицци.
взято:http://www.1tv.ru/news/culture
|