Резьба по камню - это неотъемлемая часть национального и духовного достояния народа. При ознакомлении с памятниками старины Самарканда, Бухары, Хивы, Ташкента и Шахрисабза не перестаешь удивляться и восхищаться резными мраморными изделиями - образцами высокого искусства, выполненными мастерами из Газгана.
Данные о Газгане и его мраморе имеются в таких исторических произведениях, как "Зафарнома", "Абдулланома", "Бобурнома".
С давних пор мастера-камнерезы изготавливали ляганы, украшенные изящными узорами и вырезанными в них "байт" - четверостишиями. Они всегда были в ходу и пользовались большим спросом. Во дворцах бухарских эмиров наряду с золотой и серебряной посудой были и ляганы из мрамора.
В прошлом старые мастера работали, используя самые простые орудия труда такие, как "темир алам", "теша", точильный камень. В музеях Бухары "Ситораи Мохи хосса" и "Арк" на сегодняшний день насчитывается свыше 400 мраморных ляганов. На одном из них с особым изяществом вырезан следующий "байт" (доел, перевод с узбекского):
Дороже этот мраморный ляган, Священней, чем фарфор Кашгарский Чина. И есть тому своя причина - Он родом из волшебных рудников Хайдарских.
На другом: Пусть владелец этого лягана будет вечным, И с улыбкой на устах, Полной радости жизнь его, Богатства и хлеба насущного.
На мраморных ляганах с особым искусством вырезаются афоризмы и изречения, имеющие высокий смысл. Так, на одном из них надпись на арабском языке гласит: "Слава и уважение человека определяются не его должностью и богатством, а его знаниями и добротой".
Это свидетельство того, что мастера-резчики по камню были своеобразными мыслителями, обладали высокой проницательностью и смекалкой. К сожалению, имена их нам не известны. Только на отдельных экземплярах встречается надпись "амали уста Абдура им".
У клуба в кишлаке Газган в мраморном бассейне установлены необычные и редкие произведения мраморного искусства "Дракон" и "Рыба". Они украшены Абдурахимом Мухандис, но сейчас они растрескались и находятся в бедственном состоянии. Сегодняшний вид памятников "Дракон" и "Рыба" должен заставить призадуматься всех нас. В Кушрабатском районе, в кишлаке Жум, на кладбище Куктош ота на мраморе имеется "байт" из творчества Махмуда Газгоний (доел, перевод с узбекского):
Не увидел я в этом мире терпения и стойкости. Кругом полно горя и горьких страданий, вечности. В этом старом "сарае"со всех сторон Увидел я пустую степь и тропу страданий и мук.
В кишлаке Газган на кладбище на одном из древних старых надгробных камней сохранилась такая надпись:
Придёт такой день, срок жизни моей окончится, Нашего теля нигде не окажется. Под землей мои кости. Кто случайно придет к могиле моей, Прочитав эти строки, пусть моему праху помолится.
В общем, такие камни, надписи на них, хранят в основе своей затаенную мысль, великое историческое прошлое. К сожалению, искусство узбекских камнерезов еще недостаточно изучено. Образцы этого тончайшего художественного ремесла хранятся во многих музеях Индии ("Таджмахал"), Самарканда ("Регистан"), Бухары, Коканда, Санкт-Петербурга, Москвы, Парижа. Их еще предстоит исследовать. Камнерезчик - профессия нелегкая и трудоемкая, это все равно, что рыть колодец иголкой. Мудрое народное изречение "Вырастить цветок на камне" - именно об этом.
Древние изделия из мрамора украшались различными растительными узорами типа "гандумак", "чингила", "шох", "шох бута". Примечательны узоры на камне "ислимий". Встречаются и геометрические узоры. Полностью выстроена из камня, без применения дерева, мечеть Шахимардан в Газгане, в том числе основание колонны и стены. Изначально ее ворота, фундамент, "болодари" тоже были из камня. Со временем они исчезли, осталось только место, на котором они стояли. Мраморные были и оконные решетки. Сейчас мраморные оконные решетки можно увидеть в мавзолеях Хужа Бахоуддина и Абдухалика Гиждувани. На стенах мечети Шахимардан имеются надписи на мраморных камнях, являющиеся сурами из Корана, образцами
хадисов. Многие изделия украшены красивыми узорами. Буквы арабского алфавита написаны с особым мастерством в стиле "сулс". Такие же мраморные плиты возлежат на могиле Хужа Хасан Нурий, у родника Нурота; в мавзолее Косим Шайх на могиле Амира Ахадхона, расположенного в местности Кармана. На плитах вырезаны поминальные стихотворения, стихи о недолговечности, тленности бытия, мимолетности жизни, мудрые строки из Корана. Нам следует бережно относиться к произведениям газганских мастеров-камнерезов, творчески исследовать талантливые работы искусных волшебников - резчиков по камню, создавать необходимые условия для дальнейшего развития столь сложной сферы искусства.
взято:http://www.sanat.orexca.com/
|