Татуировка - перманентное маркирование или дизайн, нанесенный на тело через введение пигмента в кожу. Иногда этот термин также свободно применяется к методу шрамирования. Практика татуирования осуществлялась в большинстве частей света, хотя этот способ достаточно редок среди населения с самым темным цветом кожи и отсутствует в большинстве областей Китая (по крайней мере в недавних столетиях). Татуированные дизайны, по представлениям различных народов, обеспечивают волшебную защиту против болезни или неудачи, или служат идентификации разряд , статус, или членство в группе. Художественное оформление - возможно наиболее общий повод для татуирования.
Если некоторые знаки на коже "Ледяного человека", мумифицированное человеческий тело, датирующееся приблизительно 3300 до н.э., являются татуировками, то они представляют самое раннее известное свидетельство практики. Татуировки также были найдены на Египетских и нубийских мумиях, датирующихся приблизительно 2000 до н.э.. Их использование упомянуто античными авторами относительно Фракийцев, Греков, Галлов, древних Германцев, и древних Англичан; Католики татуировали преступников и рабов. После появления Христианства, татуирование запрещалось в Европе, но сохранилось на Ближнем Востоке и в других частях мира. На американских континентах, много индейских племен обычно татуировали или тело или лицо, или эти части тела вместе.
Обычная техника была простым вкалыванием, но некоторые племена Калифорнии, Арктики и Субарктики, большинство Эскимосов, и некоторые народы восточной Сибири, использывали "процарапывание", сделанного через прошивание иглой с нитью покрытой пигментом (обычно сажа) в кожном покрове. В Полинезии, Микронезии, и частях Малайзии, пигмент был вкалываем в кожу специальным оборудованием , через технику,подобной миниатюрному вбиванию. В дизайнах моко, тип маорийского татуирования из Новой Зеландии, мелкие цветные углубления в сложных криволинейных проектах были произведены на лице, через удары миниатюрной костью, пропарывая кожу. В Японии, набором игл на деревянной ручке воплощали в татуировке очень сложные многокрасочные проекты, в многих случаях, охватывающие большую часть тела. Бирманское татуирование делалось медным подобием ручки, с пунктом разреза и весом на верхнем конце. Иногда пигмент втирался в ножевые порезы, например, в Тунисе и среди Айнов Японии и Игбо [Ибо] Нигерии, или кожа была проколота шипами, индейцы Пима Аризоны и Сенойи Малайзии.
Татуирование было повторно обнаружено Европейцами, когда их исследования привели их в контакт с Американскими индейцами и Жителями Полинезии. Само слово "татуировка" было производным в Английском и других Европейских языках с наречий Острова Tаити, где это слово было сначала зафиксировано Джеймсом Куком, в экспедиции 1769 года. Татуированные индейцы и жители Полинезии, а также более поздние татуированные за границей европейцы, привлекли огромный интерес на выставках, ярмарках, цирках в Европе и Соединенных Штатах в 18-ом и 19-ого столетии. Стимулированные Полинезийскими и Японскими примерами, татуировочные студии, где специализированные "профессора" делали проекты на Европейских и Американских моряках, появлялись в портовых городах во всем мире.
Первое электрическое орудие татуирования было патентовано в Соединенных Штатах в 1891. Соединенные Штаты стали центром влияния в дизайнах татуировки, особенно с распространением листовых образцов Американских татуировщиков. Навигационные, военные, патриотические, романтичные, и религиозные мотивы теперь подобны в стиле и примерах во всем мире; характерные национальные стили ранних годов 20-ого столетия вообще исчезали в современном обществе. В 19-ом столетии, освобожденные Американские преступники и Британские армейские дезертиры были идентифицированы татуировками, заключенные Сибирских тюрем и Нацистских концентрационных лагерей были тоже маркированы.
В 20 столетии, многие члены уличных банд и участники банд мотоциклистов часто идентифицируют себя татуированием. В течение последнего 19-ого столетия, татуирование имело короткую моду среди обоих полов в Английском высшем свете. Интереc к татуированию снизился в многих не-западных культурах, но Eвропейское, Американское, и Японское татуирование подверглось возобновлению интереса в 1990-ых.
Татуирование мужчин и женщин стало фешенебельным, наряду с возрождением внимания за уходом тела.
На территории СНГ татуировка прошла все возможные фазы развития, но ее обособленность и закрытость советского периода сформировала особенные своеобразные стили и традиции. Дело в том, что представляя из себя огромный этнический котел, территория Евразии тысячелетиями ковала и формировала единую культуру, вбиравшую в себя как губка, многочисленные разноэтнические вкрапления вместе с их традициями и особенностями. В результате, в начале двадцать первого века мы имеем некий конгломерат нательной живописи, состоящий из различных вливаний различных же культур и социальных групп, и что бы разобраться в этой каше необходимо поделить все время существования татуировочной практики на несколько периодов.
Татуировка древнего периода Археологический материал позволяет узнать о древней татуировке следующее: советскими археологами были найдены древнейшие в мире печатки для татуировки тела с ромбическо-ковровым орнаментом эпохи неолита, воспроизводящим естественный узор дентина мамонтова бивня, и статуэтки покрытые таким узором, кстати, элементы такого узора постоянно присутствуют в русской вышивке. Такой же орнамент и статуэтки, ими покрытые, а так же штампы-печати (пинтандеры), пригодные для древнего бодиарта, были найдены на территории проживания праславянских племен (территория Триполья-Кукутени) и датируются временем энеолита. Энеолитическая трипольская культура оставила после себя, помимо статуэток, многочисленную керамическую посуду, по которой можно судить о мировоззрении древних земледельцев и мотивах в их искусстве. Сходные с ними, но со своими особенностями, керамические вещи были найдены и в Средней Азии. Что можно сказать о мотивах наносимых на тело? В основном это сакральные символы, связанные с тематикой плодородия и солнечными культами.
Скифосакский период Следующий этап связан с великим переселением народов и кочевыми скифосакскими племенами, о которых еще М.В. Ломоносов сказал, 'что из всех прародителей народа русского, скифы не последними были'. Татуировочная практика железного века подтверждена и историческими сведениями (сообщения Геродота, Страбона и Иордана) и археологическими находками Евразии (алтайские мумии и сходные с ними мумии Тарима). Дальнейший ход развития татуировки проследить трудно, и основные сведения о ней приходятся на азиатскую часть СНГ (сообщения и находки гуннского и кырыгизского периода Алтая). Основа мотивов кочевых племен имеет корни в тотемистической практике шаманизма,выраженной через уникальный "звериный стиль",который распространялся от фракийских племен на Балканах до Дальнего Востока и Китая.
Татуировка в Сибири Татуировочные традиции народов Сибири намного древнее, чем сходная практика кочевых индоиранцев. Палеазитаские племена двух континентов (Евразии и северной Америки) имеют одни корни и одни и те же традиции, что отразилось на идентичной практике татуирования со времен палеолита у чукчей и алеутов. Мотивы и обрядовая практика этих племен имеют много общего и можно определенно заявить об использовании одних и тех же символов для татуирования. Позднее, во времена великого переселения народов палеазиатская практика сыграла немаловажную роль в формировании тюркских и финноугорских традиций, дошедших до наших дней через сообщения о упомянутых выше гуннов и кырыгызов(по сообщениям "красящих свои груди и шеи). Отдельной темой и мотивами для татуирования стала тамговая руническая татуировка, служившая идентификационным целям в среде хантов, мансей и отдельных тунгусских племен.
Монголославянский период На момент выделения славянских племен из общей массы индоевропейцев, существовало несколько очагов татуировочной практики: гетоскифский (западнославянский очаг на который оказывали влияние иллирийцы, трибаллы, фракийцы и скифы), скифосакский (центральноазиатский очаг в формировании которого участвовали массагеты и финноугры) и палазиатский (в котором формировалась тюркско-монгольская практика татуирования). Все три очага были взаимосвязаны в период великих походов на Запад, сначала Атиллы, затем многочисленных немоноэтничных кочевых племен, окончившимся только в период формирования Монгольской империи. Последняя, зацементировала за триста лет обшие корни настолько, что выделение каких либо этнических корней татуировочной практики на территории Киевской Руси и Московского царства невозможно и по сей день. Мы можем лишь отметить что практика татуирования на момент сложения Киевской руси уже перешла из фазы этнической в социальную,дошедшую до начала ренесанса искусства татуировки в 19-веке, в двух взаимоисключающих формах-идентификации рода и в виде приктики наказания преступников.
Средневековый период В период формирования Российской империи и ее внешней экспансии бодимодификация имела свои проявления в виде гербовых татуировок знати и в виде наказания (речь идет о клеймении и насильственном уродовании преступников), реанимированном в екатерининский период, видимо страсть императрицы ко всему китайскому(а это именно ей мы обязаны "русскокитайскому" стилю в искустве-палеху) распространялась не только на искусство, а Китай, в свою очередь, ввел позорную практику клеймения-татуирования в ранг общегосударственного наказания - он так и назывался "си-шен", то есть татуировать-сослать. Отдельный период освоения внешних колоний, как и во всем мире дал дополнительный стимул к развитию татуирования.
Период морских открытий Морские открытия островов Полинейзии, зафиксированные в отчетах капитанов Крузенштерна и Коцебу, открыло миру новейшие дизайны и красоту татуированного населения Маршаллских островов. Интерес к татуировке возрастал пропорцианально возвращающемуся количеству татуированных моряков. Даже граф Толстой (американец), участвовавший в одной из таких экспедиций, вернулся из нее густо татуированный. Отдельным моментом можно отметить пространный труд, вышедший в конце 17 века в России - "Несщасные путешествия Василия Баранщикова", где автор описал свои злоключения и путешествия в Новый свет, где был насильно татуирован, всеми к кому бы он не попадал. Возможно, эта история и была правдаподобна, но совпадала она по времени с начинавшейся эпохи "балаганной татуировки" где различные аферисты выставляли свои татуированные тела, снабженными зверскими историями о далеких странах и их диких обычаях. Так или иначе, но к концу 19 столетия татуирование вошло в моду настолько, что Большая Энциклопедия не смогла не упомянуть этого факта на своих страницах, зафиксировав, "что татуирование в наши дни является спортом и увлечением в высших слоях общества".
Советский период Менее освещаемая, но более мощная уголовная стилистика татуировки сохранилась до наших дней и является конгломератом интернациональных символов и знаков наряду с четко выраженной религиозной тематикой. Эта стилистика является на данный момент возможно единственно понятным языком знаков на территории Содружества, тогда как о смысле этнических изображений можно только догадываться. Отдельный период в истории советской татуировки занимает время Великой Отечественной войны. Эти изображения можно классифицировать как памятные и патриотические, а также армейские (в основном морские). Следующий этап популярности татуировки приходится на конец 70х - начало 80х годов. Он связан с развитием молодежных движений футбольных болельщиков в крупных городах Союза. К середине 80х в Москве и Ленинграде появляются первые цветные декоративно-музыкальные образцы татуировок. Дальнейший взлет популярности идет параллельно с развитием субкультуры и молодежными неформальными движениями, приведших к массовой популярности татуировки уже к середине 90х годов. Концетрация внимания населения на творческом аспекте татуировки, в конечном счете, привела к формированию зачатков росийской татукультуры,что способствовало открытию первых профессиональных студий в Москве и проведению 1 международной конвенции.
взято: http://art.rin.ru/cgi-bin/
|