Коллекцию советской скульптуры можно условно разделить на две большие части: ретроспективную и современную.
Произведения известных скульпторов, работавших в главном мейнстриме эволюции советского искусства, В.И.Мухиной, С.Т.Коненкова, И.Д.Шадра, В.Н.Домогацкого, М.Г.Манизера, показаны в нашей коллекции монографически. В ней имеются и произведения, ставшие классикой советской скульптуры (например, "Булыжник - оружие пролетариата" Шадра, "Рабочий и колхозница" Мухиной, "Степан Разин с дружиной" Коненкова), и малоизвестные работы, этюды, эскизы, проекты памятников.
Особое место занимают уникальная по своей полноте монографическая коллекция произведений А.Т.Матвеева, мастера, определившего собой целую эпоху в развитии скульптуры, и собрание произведений матвеевской школы, одного из самых плодотворных направлений русской пластики ХХ века. Матвеевская школа - явление более широкое и емкое, чем просто круг учеников А.Т.Матвеева, выразившее стремление к строгой архитектонике, к лаконизму пластического языка, к свежести передачи натуры, представлена его учениками 1920-х-1930-х годов: Л.К.Ивановским, И.А.Классепом, А.А.Стрекавиным, Л.А.Мессом, Б.Е.Каплянским, Т.С.Кучкиной и Н.А.Кольцовым, а также скульпторами, получившими образование в довоенные и первые послевоенные годы, чья творческая зрелость пришлась на 1960-е-1970-е годы и определила лицо ленинградской пластической школы. Это - Н.С.Могилевский, А.Л.Малахин, А.М.Игнатьев, Л.А.Холина, М.А.Вайнман, М.М.Харламова и другие.
Музею принадлежит ценное собрание скульптурного аванграда 1920-х годов, прежде всего, кубистических произведений Б.Д.Королева, а также работ П.И.Бромирского, И.М.Чайкова, Б.Ю.Сандомирской, Н.И.Нисс-Гольдман. К нему примыкает уникальная коллекция скульптуры народов Севера. Под руководством ученика Матвеева Л.А.Месса в 1934-1941 годах была организована экспериментальная художественная мастерская на факультете северных народностей Института восточных языков. Скульптура северян превосходно соединила подлинное чувство пластики с художественным языком примитива.
Современная скульптура занимает большую часть собрания. Она представлена произведениями московской и ленинградской (петербургской) школ. Работы А.Г.Пологовой, Т.М.Соколовой, Н.В.Богушевской, А.Н.Красулина, Д.М.Шаховского отразили такие черты московской пластической школы как активизация художественного языка, театральность, яркая образность, экспрессия.
Современной петербургской пластике также свойственна экспрессивность, с особой силой проявившаяся в работах таких разных скульпторов, как Л.К.Лазарев, Л.С.Ланец, О.З.Годес. К архаике, к примитивной пластике палеолита обращается в своих женских образах М.М.Ершов. Новаторство, метафоричность художественного языка отличают произведения К.М.Симуна. Гротесковой выразительностью, неординарным решением пространственно- композиционных задач отмечены работы Д.Д.Каминкера и "озерковской" группы художников.
взято:http://art.rin.ru/cgi-bin/
|