С классической полнотой Возрождение реализовалось в Италии, в ренессансной культуре которой различают периоды предвозрожденческих явлений рубежа 13 и 14 вв. (Проторенессанс), Раннее Возрождение (15 в.), Высокое Возрождение (конец 15 – 1-я четверть 16 вв.), Позднее Возрождение (16 в.). В эпоху Раннего Возрождения средоточием новаторства во всех видах искусства стала флорентийская школа, архитекторы (Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, Б. Росселлино, и др.), скульпторы (Л. Гиберти, Донателло, Якопо делла Кверча, А. Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно и др.), живописцы (Мазаччо, Филиппо Липпи, Андреа дель Кастаньо, Паоло Уччелло, Фра Анджелико, Сандро Боттичелли и др.) которой создали
пластически цельную, обладающую внутренним единством концепцию мира, распространившуюся постепенно по всей Италии (творчество Пьеро делла Франческа в Урбино, Витторе Карпаччо, Ф. Коссы в Ферраре, А. Мантеньи в Мантуе, Антонелло да Мессина и братьев Джентиле и Джованни Беллини в Венеции). В период Высокого Возрождения, когда борьба за гуманистические ренессансные идеалы обрела напряженный и героический характер, архитектура и изобразительное искусство были отмечены широтой общественного звучания, синтетической обобщенностью и мощью образов, полных духовной и физической активности. В постройках Д. Браманте, Рафаэля, Антонио да Сангалло достигли своего апогея совершенная гармония, монументальность и ясная соразмерность; гуманистическая наполненность, смелый полет художественного воображения, широта охвата действительности характерны для творчества крупнейших мастеров изобразительного искусства этой эпохи – Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне, Тициана. С 2-й четверти 16 в., когда Италия вступила в пору политического кризиса и разочарования в идеях гуманизма, творчество многих мастеров приобрело сложный и драматический характер. В архитектуре Позднего Возрождения (Микеланджело, Дж. да Виньола, Джулио Романо, В. Перуцци) возрос интерес к пространственному развитию композиции, подчинению здания широкому градостроительному замыслу; в получивших богатую и сложную разработку общественных зданиях, храмах, виллах, палаццо ясная тектоника Раннего Возрождения сменилась напряженной конфликтностью тектонических сил (постройки Я. Сансовино, Г. Алесси, М. Санмикели, А. Палладио). Живопись и скульптура Позднего Возрождения обогатились пониманием противоречивости мира, интересом к изображению драматического массового действия, к пространственной динамике (Паоло Веронезе, Я. Тинторетто, Я. Бассано); небывалой глубины, сложности, внутреннего трагизма достигла психологическая характеристика образов в поздних произведениях Микеланджело и Тициана.
Венецианская школа
Венецианская школа, одна из основных живописных школ Италии с центром в городе Венеция (отчасти также в небольших городах Террафермы – областей материка, прилегающих к Венеции). Для Венецианской школы характерны преобладание живописного начала, особое внимание к проблемам колорита, стремление к воплощению чувственной полноты и красочности бытия. Наибольшего расцвета Венецианская школа достигла в эпоху Раннего и Высокого Возрождения, в творчестве Антонелло да Мессина, открывшего для современников выразительные возможности масляной живописи, создателей идеально - гармонических образов Джованни Беллини и Джорджоне, величайшего колориста Тициана, воплотившего в своих полотнах присущие венецианской живописи жизнерадостность и красочное полнокровие. В работах мастеров Венецианской школы 2-й половины 16 в. виртуозность в передаче многоцветия мира, любовь к праздничным зрелищам и многоликой толпе соседствуют с явным и скрытым драматизмом, тревожным ощущением динамики и беспредельности мироздания (живопись Паоло Веронезе и Я. Тинторетто). В 17 в традиционный для Венецианской школы интерес к проблемам колорита в работах Д.Фетти, Б. Строцци и др. сосуществует с приемами живописи барокко, а также реалистическими тенденциями в духе караваджизма. Для венецианской живописи 18 в. характерен расцвет монументально-декоративной живописи (Дж. Б. Тьеполо), бытового жанра (Дж. Б. Пьяццетта, П. Лонги), документально - точного архитектурного пейзажа - ведуты (Дж. А. Каналетто, Б. Белотто) и лирического, тонко передающего поэтическую атмосферу повседневной жизни Венеции городского пейзажа (Ф. Гварди).
Флорентийская школа
Флорентийская школа, одна из ведущих итальянских художественных школ эпохи Возрождения с центром в городе Флоренция. Формированию Флорентийской школы, окончательно сложившейся в 15 в., способствовал расцвет гуманистической мысли (Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, Лико делла Мирандола и др.), обратившейся к наследию античности. Родоначальником Флорентийской школы в эпоху Проторенессанса стал Джотто, придававший своим композициям пластическую убедительность и жизненную достоверность. В 15 в. основоположниками искусства Ренессанса во Флоренции выступили архитектор Ф. Брунеллески, скульптор Донателло, живописец Мазаччо, за которыми последовали архитектор Л.Б. Альберти, скульпторы Л. Гиберти, Лука делла Роббиа, Дезидерио да Сеттиньяно, Бенедетто да Майано и др. В архитектуре Флорентийской школы в 15 в. был создан овый тип ренессансного палаццо, начаты поиски идеального типа храмовой постройки, отвечающей гуманистическим идеалам эпохи. Для изобразительного искусства Флорентийской школы 15 в. характерны увлечение проблемами перспективы, стремление к пластически ясному построению человеческой фигуры (произведения А. дель Верроккьо, П. Уччелло, А. дель Кастаньо и др.), а для многих ее мастеров – особая одухотворенность и интимно-лирическая созерцательность (живопись Б. Гоццоли, Сандро Боттичелли, Фра Анджелико, Филиппо Липпи, Пьеро ди Козимо и др.). Искания мастеров 15 в. завершили великие художники Возрождения Леонардо да Винчи и Микеланджело, поднявшие художественные искания Флорентийской школы на новый качественный уровень. В 1520-е гг. начинается постепенный упадок школы, несмотря на то, что во Флоренции продолжал работать ряд крупных художников (живописцы Фра Бартоломмео и Андреа дель Сарто, скульптор А. Сансовино); с 1530-х гг. Флорентийская школа становится одним из главных центров искусства маньеризма (архитектор и живописец Дж. Вазари, живописцы А. Бронзино, Я. Понтормо). В 17 веке Флорентийская школа приходит в упадок.
взято:http://smallbay.ru/renessitaly.html
|