Степан Семенович Щукин — один из крупных мастеров русской портретной живописи конца XVIII — первой четверти XIX века. Современник Ф.С.Рокотова и В.Л.Боровиковского.
Малюткой отданный в московский Воспитательный дом (существовали в XVIII веке такие учреждения, прежде всего для солдатских детей), будущий портретист Степан Степанович Щукин через некоторое время обнаружил склонность к рисованию. Успехи воспитанника заметили, и он был переведен в Петербургскую Академию художеств, где были классы по воспитанию талантливых детей из нижних слоев общества. В Академии молодой Степан Щукин под руководством Д.Г. Левицкого учился портретной живописи (1776—1782), и считался одним из самых одаренных и многообещающих его учеников. Не раз за успехи в живописи Щукин получал академические награды.
По окончании Академии в 1782 году художник был отправлен в пенсионерскую поездку во Францию, а по возвращении за исполненный по поручению академии портрет ее адъюнкт-ректора Ю.М. Фельтена, получил звание назначенного в академики. В следующем году, за портрет императора Павла I во весь рост признан академиком. В 1788 году Щукин был определен на место Левицкого и долгие годы руководил классом портретной живописи. На этом поприще ярко проявился его талант педагога. Среди учеников Щукина мы встречаем имена таких мастеров, как В.А.Тропинин, А.Г.Варнек, М.И.Теребенев, Ф.Солнцев. Деятельность художника получила официальное признание: в 1798 году он стал академиком, а в 1802 году был назначен советником Академии художеств.
В.А.ТРОПИНИН прошел рисовальные классы и поступил в мастерскую портретной живописи, которую возглавлял С.С.Щукин. Показательно, что в 1810-х годах в портретном классе Щукина ученикам и пенсионерам задавались следующие темы: "Возвращение ратника к своему семейству", "Русская крестьянская свадьба", "Русская крестьянская пляска" и "Ворожба на картах". Таким образом, Щукин ориентировал своих учеников на правдивую передачу сцен народной жизни. В мастерской Щукина были заложены также стилистические и технические основы живописи Тропинина. Будучи крепостным, Тропинин жил в доме учителя, тер ему краски, натягивал и грунтовал холсты. Отсюда - определенное сходство палитр художников. Излюбленное Тропининым сопоставление красновато-охристых тонов с глубокими оливково-зелеными и легкими голубовато-серыми вызывает в памяти одно из лучших произведений русской живописи рубежа XVIII и XIX веков - "Автопортрет" Щукина.
Щукин жил и работал в сложное для русского искусства время, когда сосуществовали и взаимодействовали различные художественные тенденции и направления: классицизм, сентиментализм, романтизм. Многообразие художественной жизни рубежа столетий нашло отражение и в творчестве, и в педагогической деятельности Щукина. Именно Щукин, художник и педагог, во многом определил развитие портретного жанра первой половины XIX века.
Портреты Щукина, до некоторой степени напоминающие собою кисть Левицкого, замечательны точностью рисунка, прекрасной характеристикой изображенных лиц, вкусным выбором аксессуаров, гармоничным колоритом и мастерским письмом. Их можно увидеть в Эрмитаже, в гатчинском дворце, в Московской Третьяковской галерее, в Академии Художеств. Много произведений Щукина рассеяно по частным рукам.
Помимо портретов он занимался миниатюрой (одно время возглавл в Академии класс миниатюрной живописи) и принимал участие в написании образов для Казанского собора в Петербурге.
взято:http://nearyou.ru
|