Ирвинг Пенн родился 16 июня 1917 года в Плейнфилде, штат Нью-Джерси. В восемнадцать лет он записался на четырехгодичный курс рекламного дизайна к Алексею Бродовичу в Школу искусств при Филадельфийском музее искусств. Одновременно с учебой и постижением основ профессии арт-директора юный Пенн устроился на лето курьером в Harper’s Bazaar, а затем помогал художнику рисовать эскизы обуви, был подмастерьем. Пенн закончил обучение в 1938 году и стал арт-редактором журнала Лиги Юниоров, а затем перешел на аналогичную должность в роскошный универмаг Saks Fifth Avenue. В возрасте двадцати пяти лет, ведомый неким позывом, он уволился и на свои небольшие сбережения отправился в Мехико, где целый год занимался живописью, прежде чем окончательно осознать свое истинное призвание. Вернувшись в Нью-Йорк, Пенн успешно прошел собеседование и попал к арт-редактору Vogue Александру Либерману, который принял Ирвинга на работу в качестве своего ассистента. Первое время Пенн помогал Либерману с подбором фотографий для обложки журнала. Штатные фотографы воспринимали идеи Пенна без особого энтузиазма, поэтому Либерман настаивал на том, чтобы Ирвинг фотографировал сам. И вот, используя казенную камеру и свой художественный опыт, Пенн создал натюрморт, состоящий из коричневой кожаной сумки, бежевого кашне и перчаток, топаза внушительных размеров и цитрусовых. Фото было опубликовано на обложке Vogue от 1 октября 1943 года и знаменовало собой начало блестящей карьеры Пенна-фотографа. Вскоре Ирвинг продемонстрировал небывалую работоспособность, энергичность, многосторонность, фантазию в самых разнообразных сферах: фоторедактировании, рекламе, фотожурналистике, портретной и постановочной фотографии, телевидении. Для ранних работ Пенна очень характерно использование разнообразных изобретенных им самим приемов, коллекцию которых он постоянно пополнял. К примеру, он брал две плоскости, образовывающие угол, и помещал туда свою модель. Пенн объяснял, что смысл этой манипуляции в помещении человека в замкнутое пространство, в котором некоторые чувствовали себя спокойно и в безопасности, а другим представлялось, будто они в капкане или тюремной камере. Таким образом можно было очень быстро сконцентрировать их внимание на съемке. Ноэль Кауард, герцогиня Виндзорская и Спенсер Трэйси — наиболее знаменитые модели Пенна «углового» периода. Другим таким приемом было использование древнего ковра, найденного им в одном из магазинчиков на Третьей Авеню. Ковер был неотъемлемой частью портретов работы Пенна в течение целых трех месяцев. На его фоне фотографировались Джон Дьюи и Альфред Хичкок. Части ковра отличались по тону, поэтому такого рода фон мог трансформироваться, каждый раз образуя новые сочетания узоров и цветовых пятен. Следует обратить особое внимание на две группы портретов: одна сделана во время Рождества в перуанском городе Куско, другая — в студиях Лондона, Парижа и Нью-Йорка. Первая была отснята Пенном в 1948 году во время командировки в Анды. Ирвинг умудрился за несколько дней между самолетами уговорить местного фотографа сдать ему в аренду свою студию. Пенн отставил в уголок доисторическую камеру перуанского фотографа и, используя свой Rollei, снял двести цветных и черно-белых портретов. Все это происходило в студии с каменным полом, рисунками на стенах, крошечным ковриком и обитым чем-то невиданным стульчиком для позирования, напоминавшим скорее фортепианный. Второй фотопроект — «Small Trades» представлял собой внушительное количество портретов рабочих, облаченных в собственную рабочую униформу и держащих в руках атрибуты своей профессии или ремесла. Каждая модель находилась на белом фоне и освещалась со стороны. Это освещение было характерным для большинства портретных работ Пенна. «Съемка пирожного тоже может быть искусством», — сказал свою знаменитую фразу Ирвинг Пенн в 1953 году, открывая собственную студию. Пенн беспрестанно менял оборудование, материалы и методы по мере того как менялся его взгляд на вещи. Иногда можно было увидеть в его студии Leica или Nikon с огромным набором линз, иногда — панорамные 4х5 и 8х10 Deardorff или же Rolleiflex с Hasselblad. Студия Пенна осуществляла полный цикл работ с черно-белыми снимками, но цветные Ирвинг всегда отсылал в другие лаборатории. Помимо фото в Vogue (американском, британском и французском изданиях), работы Пенна находятся во многих крупнейших коллекциях, включая Музей современного искусства в Нью-Йорке, музей Метрополитен, галерею американского искусства Addison, Балтиморский музей искусств. В 1958 году журнал Popular Photography назвал Пенна одним из десяти величайших фотографов мира. с-http://prophotos.ru
|