«У каждого творческого человека есть две даты рождения. Вторая дата — когда он поймет, в чем его истинное призвание — намного важнее первой», — говорил знаменитый венгерский фотограф Брассай. Вероятно, то же самое имел в виду его не менее прославленный соотечественник, говоривший о себе: «Роберт Капа родился в Париже в возрасте 22-х лет». И их бразильский коллега Себастио Сальгадо (Sebastiao Salgado) вполне мог бы сказать что-нибудь подобное о себе – тем более что у него это «второе рождение» выражено гораздо более четко, чем у подавляющего большинства его коллег. Оно произошло в конце 1960-х – начале 1970-х годов. «Моя жена купила фотоаппарат, когда изучала архитектуру в Париже», – описывал Сальгадо начало этого процесса, – «Я до этого никогда не фотографировал, но, взяв камеру в руки и посмотрев в видоискатель, получил огромное удовольствие».
Себастио Сальгадо с женой переехали в Европу из Бразилии совсем незадолго до описываемых событий. Тогда он мечтал о карьере экономиста и вовсю готовился к защите докторской диссертации. В начале 1970-х годов он много путешествует по Африке в рамках экономических программ Международного Банка. Насмотревшись в видоискатель фотоаппарата своей жены, он приобрел собственную «Лейку» и естественно всегда брал ее с собой. Постепенно фотография увлекает его все больше и больше и, вернувшись из очередной поездки, он решил начать жизнь «сначала» – на этот раз фотографом: «Уж слишком огромным было удовольствие», – как будто оправдываясь вспоминал он впоследствии. Кстати сказать, слово «огромное» («enormous») – его любимое прилагательное, когда речь идет о фотографии.
Сальгадо поселился в Париже, но застать его дома было практически невозможно: фотограф освещал войны в Анголе и Испанской (Западной) Сахаре, знаменитую операцию по освобождению израильских заложников (операция Энтеббе), покушение на президента США Рональда Рейгана, ряд других знаменитых и не очень происшествий и конфликтов. Уже первые журнальные и газетные публикации принесли Себастио Сальгадо мировую известность. В 1979 году (задолго до выхода его первой книги) его пригласили в самое знаменитое объединение фотографов-документалистов в мире: фотоагентство «Magnum Photos».
На свой первый крупный проект, посвященный Латинской Америке, молодой фотограф потратил семь лет с 1977 по 1984 год. Эти годы «были похожи на путешествие во времени на семь столетий назад», – рассказывал Сальгадо, – «Я наблюдал как передо мной в медленном, крайне ленивом темпе – темпе, который символизирует скорость течения времени в этом регионе – протекает поток различных культур, столь схожих между собой своими верованиями, историей и страданиями». Результатом проекта стала вышедшая в 1986 году книга «Другие Америки» («Other Americas») – на сегодняшний день лучшее свидетельство о бедственном положении крестьянства и коренных народов Латинской Америки.
В том же году увидела свет вторая книга Сальгадо: «Сахель: Человек в Беде» («Sahel: Man in Distress») над материалами для которой он работал в 1984-1985 годах на севере Африки в районах пострадавших от сильнейшей засухи. Фотографии рассказывали о мужестве и самоотверженности тех, кто пришел на помощь терпящим бедствие: молодым врачам и медсестрам из организации «Доктора без границ», инженерам, рабочим, обслуживающему персоналу; но конечно главное внимание уделено жертвам засухи и голода. «Эти лица пронзительно кричащие не разжимая губ – уже не просто "чьи-то" лица», – писал в послесловии к книге известный уругвайский журналист и писатель Эдуардо Галеано. И ведь действительно так – герои фотографий Сальгадо совсем не кажутся «чужими» или «незнакомыми».
С 1986 по 1992 год основной темой фотографий Себастио Сальгадо были рабочие – рыбаки, сталевары, ткачихи, шахтеры, строители, золотоискатели – выполняющие тяжелую физическую работу своими руками. Они уже сегодня – археологическая редкость, встречающаяся в основном в странах третьего мира, а завтра в результате автоматизации технологических процессов они и там могут остаться без работы и средств к существованию. Результатом работы фотографа стал изданный в 1993 году фотоальбом «Рабочие: Археология индустриальной эпохи» («Workers: an archeology of the industrial era»). Книга вышла на восьми языках тиражом более ста тысяч экземпляров.
Если в рамках этого проекта Себастио Сальгадо фотографировал «всего» в 23 странах, то во время работы над следующим ему пришлось посетить 47 стран. Этот проект он посвятил одной из самых кровоточащих проблем современности – массовым миграциям. «Я знаю о миграции не понаслышке», – объяснял фотограф одну из причин побудившую его взяться за эту работу, – «Я родился на бразильской ферме. В пять лет я стал жить в маленьком городе. В пятнадцать я покинул этот город и переехал в другой – среднего размера с населением 120 тысяч человек. Здесь я встретил свою будущую жену Лелию Делуиз Уаник. 33 года назад (1967 год – А.В.) мы переехали жить в Сан-Паулу, затем по политическим причинам были вынуждены бежать во Францию. Даже сегодня я – иностранец, живущий в чужой стране».
Работа над проектом заняла у Сальгадо более шести лет. В 2000 году вышло две книги об эмигрантах: «Миграция: Человечество в движении» («Migrations: Humanity in Transition») и «Дети: беженцы и мигранты» («The Children: Refugees and Migrants»).
Уже после выхода первых двух альбомов Себастио Сальгадо стал без преувеличения одним из самых знаменитых фотожурналистов в мире, работа над следующими проектами только укрепила его популярность. Но что еще более важно – он показал себя талантливым фотохудожником. Может показаться странным факт, что сам фотограф считает свои фотографии результатом работы простого документалиста, полагает, что «Не фотографирующий, но фотографируемый делает фотографию». «Я не хочу, чтобы на мои фотографии смотрели как на произведения искусства», — говорит он. Остается только порадоваться факту, что дальнейшая жизнь произведений искусства не зависит от воли автора. Фотографии Сальгадо – удивительно красивые, несмотря на то, что они рассказывают ужасные истории – уже давно живут собственной жизнью на многочисленных выставках, в более чем ста музеях по всему миру, в частных коллекциях, в книгах и на электронных носителях.
В 1994 году Сальгадо вышел из состава «Magnum Photos» и вместе с супругой основал свое собственное агентство – «Amazonas Images» – вероятно самое маленькое фотоагентство в мире, состоящее всего из одного фотографа. Агентство занимается не только фотографической, но и природоохранной деятельностью. Супруги выкупили землю в Бразилии на которой когда-то стояла ферма отца Сальгадо и основали там «Институт земли» («Instituto Terra») главной целью которого стала охрана лесов и просветительская деятельность в этой области. В 1998 они добились учреждения на этих землях заповедника и занялись восстановлением леса, ведь с 1940-х годов количество зеленных насаждений уменьшилось более чем в 300 раз! И хотя до полного восстановления еще далеко, но за 10 лет на территории заповедника было высажено более миллиона деревьев.
С природоохранной деятельностью связан следующий проект фотографа, который многие посчитали за кардинальную смену деятельности; сам же фотограф считает эту работу продолжением своих предыдущих исследований. Сальгадо решил доказать что на земле остались уголки неиспорченные цивилизацией, показать всем как они прекрасны. «Я надеюсь, что этот проект поможет человечеству переосмыслить свое место в окружающей среде. Я назвал его Генезис, потому что хочу насколько возможно вернуться к началу жизни на планете: к воздуху, воде и огню которые породили жизнь; к тем животным, которые не хотят приручаться и до сих пор "дикие"; к отдаленным племенам, "примитивная" жизнь которых осталось в основном без изменений; к ранним формам человеческих поселений и организаций».
Он начал работу над проектом на Галапагосских островах – тех самых, на которых в 1835 году Чарльза Дарвина впервые посетили идеи об эволюции. Может быть впервые в жизни Сальгадо фотографировал рассветы и закаты, птиц и черепах, гигантских ящериц или – как иногда ему казалось - маленьких динозавров. Несмотря на возраст – к началу проекта ему было уже шестьдесят, он радовался как ребенок: «Это просто восхитительно! У меня есть даже фотография где одна игуана обнимает другую!» После возвращения с островов фотограф, конечно, не успокоился: его ждали Камчатка, Антарктида, Руанда, Патагония, родная Бразилия … Он отвел себе на завершение проекта не менее восьми лет, так что думается главные открытия у него еще впереди.
И хочется надеяться, что за «Генезисом» последуют другие проекты, ведь сам Сальгадо полон оптимизма: «Фотографы обычно живут до старости», – говорил он в интервью в 2007 году, – «И я надеюсь, что смогу фотографировать до самого конца. То удовольствие, которое я получал от своих первых фотографий, до сих пор никуда не ушло. Это огромное удовольствие».
с-http://buy-books.ru/photographers/
|