Клодт Петр Карлович (1805-1867)
Личная судьба и творчество этого разносторонне одаренного человека сложились своеобразно и необычно. Он стал скульптором вопреки сословным предрассудкам, возбранявшим дворянину профессионально заниматься искусством.
Петр Карлович Клодт фон Юргенсбург родился в Петербурге 24 мая (5 июня) 1805 года в аристократической семье. В Петербурге он окончил Артиллерийское училище, потом недолгое время служил в чине офицера. Выйдя в отставку в конце 1820-х годов, он посвятил себя занятиям искусством, и два года самостоятельно осваивал технику лепки с натуры. Основное место в его станковой лепной скульптуре занимали изображения коней. В 1828-29 годах Клодт получал пособие от Комитета Общества поощрения художников, на выставках которого выставлялись для продажи гипсовые отливки его деревянных лошадок.
Клодт не получил систематического художественного образования. С 1830 года он стал вольнослушателем Императорской Академии художеств. Одним из его учителей стал И.П. Мартос, который привил будущему скульптору тяготение к созданию бронзовой скульптуры.
Уже в 1831 году Клодт получил большой правительственный заказ, и вместе со скульпторами С.С. Пименовым и В.И. Демут-Малиновским оформлял арку Нарвских триумфальных ворот в Петербурге. На аттике арки он исполнил шестерку коней колесницы Славы, стремительно скачущих и взвивающихся на дыбы, что было новым для классической монументально-декоративной скульптуры классицизма. Клодт вылепил фигуры коней, которые были выбиты из кованой листовой меди художником И. Пратом. За эту работу скульптор был удостоен звания «назначенного в академики».
С конца 1832 года Клодт работал над проектом «Укрощения коня», создававшегося для украшения пристани Адмиралтейского бульвара. Позже было решено установить его коней на новом Аничковом мосту.
Первоначально предполагалось, что мост будут украшать отлитые с двух моделей четыре скульптурные группы, установленные попарно на западной и восточной сторонах моста. В августе 1833 года Клодт представил эскизные модели групп, которые были рассмотрены и одобрены в Академии художеств.
В 1836 году к отливке из бронзы первых двух групп приступил выдающийся литейный мастер Василий Петрович Екимов. Клодт обучался у него, еще будучи вольнослушателем Академии художеств. Когда первые модели коней были готовы к отливке, Екимов внезапно умирает. Предстояло отливать статуи на иностранных заводах. Как единственному скульптору в совершенстве овладевшему литьем, Клодту предложили не только исполнить в бронзе свои изделия, но и возглавить весь Литейный дом. С 1838 года он становится профессором Академии художеств. В 1838-1841 годах скульптор переводит обе группы в бронзу и приступает к отливке повторных экземпляров. Петр Карлович не оставил литейного дела, даже став известным ваятелем. Большинство отлитых им статуй не требовало дальнейшей чеканки и исправлений. Огромные фигуры отливались не по частям, а цельными. Благодаря тщательной обработке восковой формы мельчайшие детали оригинала воспроизводились в бронзе с безупречной точностью.
Новый Аничков мост, созданный по проекту инженера А.Д. Готмана, был открыт 20 октября 1841 года. Рисунок перил исполнил архитектор А.П. Брюллов, а главным украшением моста стали скульптурные группы коней с водничими, выполненные Клодтом. Две бронзовые скульптурные группы появились в ноябре 1841 года на западных устоях моста. Первая группа изображала уверенно шагающего юношу, ведущего коня под уздцы, вторая – удерживающего коня водничего. По замыслу Клодта, обе группы должны были быть повторены на восточной стороне моста. Но к торжественному открытию изваяния не успели отлить в бронзе, и на мосту временно установили тонированные под бронзу гипсовые копии. Отлитые из бронзы в 1842 году группы, так и не попали на предназначенное им место. Их перевезли в Берлин и установили на пьедесталах по обеим сторонам вокруг королевского дворца. В 1843-1844 годах Клодт в третий раз изготовил бронзовые экземпляры и поставил их на восточной стороне моста. Однако весной 1846 года, они были сняты и отправлены в Неаполь, в подарок сицилианскому королю Фердинанду II Бурбону, а на Аничковом мосту вновь появились гипсовые копии. Неаполитанцы отнесли бронзовых коней к числу величайших культурных ценностей свого города, а Петр Карлович обрел европейскую известность и признание. Его избрали почетным членом художественных академий Берлина, Рима и Парижа.
В 1849-1850 годах гипсовые копии с Аничкова моста, наконец, заменили бронзовыми статуями, отлитыми скульптором собственноручно, однако уже по новым моделям. В результате образовалась композиция из четырех различных скульптурных групп, выполненных в модной по тем временам классической манере. Скульптурный ансамбль, над которым Клодт работал около 18 лет, был завершен.
Тема композиции – укрощение коня человеком. В первой группе животное еще покорно человеку; обнаженный атлет, напрягаясь всем телом и крепко схватив узду, сдерживает вздыбленного коня. В остальных группах все более нарастает драматизм борьбы. Конь вырывается в неукротимом порыве, все напряженнее становятся движения и позы атлета. Во второй группе голова коня высоко вздернута, ноздри раздуты, передние ноги раскинуты. В третьей группе водничий повержен на землю, конь почти вырвался на волю. Попона сброшена с его спины, шея выгнута, голова победно приподнята; лишь левая рука водителя, натягивая узду, удерживает разъяренное животное. Наконец в четвертой группе человек вновь покоряет коня; укрощает его дикий бег.
Ни одна из групп Аничкова моста не повторяет другую ни по сюжетному мотиву, ни по очертаниям силуэта. Движение подчинено организующему ритму, который связывает все четыре группы воедино, придавая им характер стройного ансамбля.
Работая над скульптурой Аничкового моста, Клодт одновременно занимается интерьерами Исаакиевского собора. Им созданы два горельефа для ниш северного портика - «Несение креста» и «Положение во гроб», а также скульптурная группа «Христос во славе» над Царскими вратами главного иконостаса.
Конкурс на исполнение рельефов Исаакиевского собора был объявлен в апреле 1844 года. Николай I, рассмотрев лучшие эскизы, и «не найдя оные совершенно удовлетворительными данной программе», назначает новый конкурс. В нем победили эскизы П.К. Клодта и А.В. Логановского. В октябре 1844 года Клодт получил заказ на горельефы для стены северного портика.
В августе 1845 года совет Академии художеств принял алебастровую модель горельефа «Положение во гроб». В 1847 году был установлен бронзовый рельеф «Несение креста», а в 1849 году – «Положение во гроб».
Оба рельефа выполнены в стиле позднего классицизма и отлиты самим скульптором. В этих работах Клодт проявил себя незаурядным монументалистом. Его горельефы органично сочетаются с плоскостью мраморной стены и удачно ее декорируют.
Скульптурная группа «Христос во славе» была выполнена Петром Карловичем для арки Царских врат в начале 1850-х годов. Скульптура была создана методом гальванопластики в Гальваническом заведении герцога Лейхтенбергского, а затем вызолочена. Лики и руки изображенных – живописные (художник Т.А. Нефф).
Мастер литейных дел В.П. Екимов умер в 1838 году, в самый разгар отливки фигур Ангелов для Исаакиевского собора. Клодт закончил эту работу самостоятельно.
В 1845-1850 годах архитектор А.П. Брюллов перестроил в Петербурге «Служебный дом» Мраморного дворца. Нижний этаж здания предполагалось отдать под дворцовые конюшни, а корпус предназначался для манежа. Клодт по графическому эскизу А.П. Брюллова выполнил 70-метровый скульптурный рельеф «Лошадь на службе у человека», расположенный над окнами второго этажа. На рельефе изображены охотничьи и дорожные картины, боевые схватки всадников, конные процессии. В тимпанах двух боковых фронтонов дома помещен другой декоративный рельеф Клодта, изображающий трубящих в раковины тритонов.
В 1849 году Клодт победил в конкурсе на памятник русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. Весной 1852 года совет Академии художеств одобрил большую модель этого памятника, и скульптор приступил к ее отливке.
Крылов изображен сидящим с раскрытой книгой в руках. Пьедестал, выполненный А.А. Агиным, представляет собой композицию на темы крыловских басен. Образ самого писателя исполнен скульптором с полным соблюдением портретного сходства. Баснописец представлен в окружении образов, созданных его творческой фантазией.
Почти одновременно Петр Карлович работает над памятником князю Владимиру Киевскому. Подготовительные работы продолжались с перерывами около 20 лет. Уже в 1833-1834 годах В.И. Демут-Малиновский работал над проектом, и в январе 1835 года представил его президенту Академии художеств. Потом дело по невыясненным причинам остановилось, а в 1846 году Демут-Малиновский умер. После его смерти руководство работами принял на себя К.А. Тон, который перекомпоновал весь проект, взяв из прежнего эскиза модель статуи Демут-Малиновского, и спроектировал постамент в виде высокой башнеобразной церкви в ложновизантийском стиле.
Клодт исполнил в бронзе памятник, в том числе колоссальную статую князя, взяв за основу небольшую эскизную модель Демут-Малиновского и внеся в нее композиционные и структурные изменения. Первоначальный эскиз не сохранился, поэтому неизвестно, что изменил в нем Тон, и что переработал Клодт.
В 1853 году памятник был поставлен в Киеве. Он представляет собой бронзовую статую высотой в четыре с половиной метра. Задрапированный длинным ниспадающим плащом, Владимир представлен держащим крест - символ Крещения Руси.
В 1838 году группа русских архитекторов под руководством К.А. Тона приступила к сооружению нового Большого Кремлевского дворца. Строительство продолжалось 11 лет. К оформлению интерьеров были привлечены известные русские художники и скульпторы. Парадные залы дворца посвящены высшим русским военным орденам. Самым роскошным по убранству считается Георгиевский зал. На торцевых стенах зала почти под самым потолком находятся горельефные изваяния Св. Георгия Победоносца на коне, поражающего копьем дракона, выполненные скульптором П.К. Клодтом.
Клодт также участвовал в создании скульптурной группы фронтона Большого театра в Москве. Современное здание театра было построено в 1825 году по проекту архитектора О. Бове, а в 1855-1856 годах перестроено после очередного пожара по проекту архитектора А.К. Кавоса. Алебастровая группа Аполлона, украшавшая театр О. Бове, погибла при пожаре. Для создания новой Кавос пригласил П.К. Клодта. Квадрига Аполлона, выполненная Клодтом, была помещена на фоне ряда окон, заменивших первоначальную арочную нишу, над треугольным фронтоном.
Последней крупной работой Клодта стала конная статуя Николая I для памятника, спроектированного в 1856-1859 годах архитектором О. Монферраном. Кроме Клодта в работе над памятником участвовали скульпторы Н.А. Рамазанов и Р.К. Залеман, создавшие барельефы и аллегорические фигуры пьедестала. Конь императора имеет только две точки опоры без какой-либо искусственной подпорки. Это редчайшее инженерное решение. Решение этой технически сложной задачи впервые в истории монументальной скульптуры удалось Клодту.
Возглавляя Литейный дом Академии художеств, скульптор выполнял различные заказы. В мастерских Клодта был отлит в бронзе памятник Петру I скульптора Т.Н. Жака, установленный в Кронштадте в 1841 году. Он отливал работы С.И. Гальберга: памятники Карамзину в Симбирске (1845) и Державину в Казани (1847), памятник Барклаю-де-Толли в Дерпте скульптора В.И Демут-Малиновского (1849), а также памятник атаману М.И. Платову в Новочеркасске работы А.И. Иванова и Н.А. Токарева (1851).
В 1860 году Клодту было поручено создать барельефы нижней части памятника «Тысячелетие России» молодого художника М.О. Микешина. Петр Карлович, скульптор с европейским именем, должен был работать под руководством своего вчерашнего студента. Уязвленный этим, он не посчитал необходимым консультироваться с Микешиным и не показывал ему своих эскизов. Микешин увидел эскизы только тогда, когда мастерскую Клодта посетил Александр II, и понял, что они не подходят. Клодт растерялся перед непривычной для него задачей: воплотить сюжеты русской истории. Он просто повторил на барельефах сюжеты верхних фигур. А, по замыслу Микешина, нижний ярус должен был нести самостоятельную творческую нагрузку, олицетворяя часть триады – идею народности. Бронзовые фигуры отливались на литейной фабрике поставщиков царского двора Никольса и Плинке, и окончательно отделывались в мастерской завода в Петербурге. Участвовал ли Клодт в отливке фигур, установить не удалось.
Петр Карлович Клодт скоропостижно скончался в своем имении на мызе Халала (Финляндия) 8 (20) ноября 1867 года и похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге. Впоследствии его прах был перенесен в Некрополь деятелей искусств Александро-Невской лавры.
|