Художнику была дарована судьбой долгая творческая жизнь, он пережил всех своих современников, пионеров отечественного авангарда. По цельности творчества, многоликости и многообразию поисков Шагал сравним с крупнейшими из современников-парижан Матиссом, Пикассо, Леже. Как и они, он был реформатором в искусстве, много сделавшим для совершенствования художественного языка. В формировании художественного сознания Шагала, неповторимого облика и богатства его творчества очень важна была Россия, ее культурная и социальная среда первой четверти XX столетия.
Именно к России в дни радости и печали был обращен благородный и мудрый взор Марка Шагала. Сбившиеся в кучу, запорошенные снегом домишки Витебска с высящимися вдали православными церквами будут до последних дней появляться на его холстах, акварелях, рисунках и гравюрах, символизируя Родину - Россию. В Витебске и Петербурге Шагал начал формироваться таким, каким его впоследствии узнал и полюбил весь мир. В Витебске, Петербурге и Москве создан ряд прославивших его работ. В 1918 году в России была издана первая монография о художнике.
Картина 1908 года "Покойник (Смерть)" уже содержит "программу" будущего творчества Шагала. В структуре ее образа переплелись опыт жизни в еврейской окраине, ортодоксальные религиозные воззрения, традиции фольклора и идеи русского символизма. В этом полотне обнаженность лирического чувства сочетается с алогизмом деталей и ситуаций (скрипач на крыше), приемами деформации, напряженностью колористического решения.
Холст "Свадьба" (1910), работы "Дождь" и "России, ослам и другим" (1911) - образцы формирующейся стилистики Шагала. Изображенное в них в равной мере принадлежит земле и космосу. Люди и животные живут в братском единении, им не ведома гравитация, они естественно ощущают себя на крышах домов и свободно перемещаются в небесном пространстве. Отныне эти мотивы будут постоянными в творчестве мастера.
Годы, проведенные в России, небольшой отрезок в долгой жизни мастера, - один из самых насыщенных и продуктивных в творчестве и становлении личности. Вместе со страной он переживает две войны и две революции, работает, создавая новые шедевры. Именно здесь Шагал впервые обращается к монументальной живописи.
В 1914-1915 годах появляется череда трогательно простых, теплых по трактовке портретов родных: "Отец", "Парикмахерская" (обе 1914), "Марьясенька" (1914-1915). Счастливая женитьба на Белле Розенфельд обогатила мировосприятие художника. Нетронутая природа с тонкими березками на даче в Заольшье, где жили молодожены, вызывает в нем острую и хрупкую нежность. В эту пору созданы светлые, наполненные счастьем и радостью полотна "Окно на даче" (1915), "Ландыши", "Купание ребенка" (обе 1916), "Окно в сад" (1917). Одновременно Шагал создает неожиданную для отечественной живописи серию изображений влюбленных "Голубые любовники" (1914), "Розовые любовники" (1916), "Зеленые любовники", "Серые любовники" (обе 1916-1917).
Чувство к Белле, подлинной музе художника, способствовало появлению серии большеформатных, отмеченных зрелостью, одухотворенных поэзией холстов "Белла с белым воротником" (1917), "Прогулка" (1917), "Над городом" (1914-1918), "Двойной портрет с бокалом вина" (1917-1918), "Свадьба" (1918). Благословляемые ангелом или парящие над провинциальным Витебском, персонажи этих полотен наполнены и всепоглощающим чувством счастья.
В 1920-1930-х годах окончательно формируется художественно-философская система Шагала с особой ассоциативностью и метафоричностью образного строя. Простодушный, мудрый и одновременно изощренный мастер создал свою индивидуальную мифологию, внутри которой в равновесии существовали земля и космос, Париж и российская провинция, высшие силы, люди и животные, с которыми постоянно приключались различные метаморфозы. Остросовременный, даже в своей архаичности, он был "ничей", не принадлежа ни одной школе, ни одному течению.
Серия гуашей-иллюстраций к Библии (1931) сыграла большую роль в формировании Шагала-человека и художника. Заказ был получен потому, что в представлении известного парижского маршана и издателя А.Воллара творческий почерк мастера соответствовал величавой простоте и сути Священной книги. Работа над композициями потребовала особого лаконизма, лапидарности и простоты изобразительного языка. Работе предшествовало путешествие Шагала в Палестину, Египет и Сирию, с которым связано полотно "Стена плача" (1931).
Приход фашистов к власти в Германии, уничтожение картин мастера в Мангейме, Мюнхене и Вене, нарастание предвоенной напряженности в мире непосредственно влияли на его, казалось бы, внешне отвлеченное искусство. В 1937-1938 годах Шагалом создана серия картин, объединившая холсты "Революция" (1937) и триптих "Сопротивление", "Возрождение", "Освобождение" (все 1937-1938), звучавшие как предостережение. В них отразились переживание и жизненный опыт художника, свидетеля революций и войн в России. В мрачном, усложненном образном строе первых трех композиций кроме традиционных для мастера мотивов невесты, музыкантов, животных со страдающими человеческими глазами появились изображения распятия, раввина с Торой, бегущего животного с горящей свечой, митингов с красными флагами.
После войны искусство Шагала вызывает устойчиво нарастающий интерес. В конце 1940-1950-х по Европе и США прокатываются волны персональных выставок художника. 1960-1970-е годы - время повсеместного признания Шагала и закрепления его высокого авторитета в истории мирового художественного процесса.
В это время творчество Шагала становится особенно многоликим, обогащенным новыми темами и идеями, видами искусства и техники. В 1940-е он впервые обращается к цветной литографии, а в 1950-х - к керамике и скульптуре. Наряду с живописью маслом много работает в станковой гуаши, открывает для себя сферу монументальной живописи. В 1957 появляются его керамические панно и витражи, мозаики. К лучшим работам тех лет принадлежат витражи собора в Меце (1958) и синагоги медицинского центра "Хадасса" в Иерусалимском университете (1960).
Под впечатлением пережитой трагедии войны и реалий послевоенной Европы Шагал вновь и вновь обращается к Библии. Темы и образы Священной книги находили оригинальное претворение в монументальном искусстве и станковой живописи Шагала - "Царь Давид" (1951), "Переход через Красное море" (1955), "Пророк Иеремия", "Пророк Исайя", "Пасха" (всех 1968), где художник соединяет высокий вымысел и реальные, остро поданные детали, ближнее и дальнее, разновременное и разнопространственное, возвышенное и приземленное, создавая лиричный и исповедальный "мир Шагала".
За год до смерти Шагал продолжает интенсивно работать, не выпуская кисти из рук, как и прежде покрывая большие пространства холста своими то нежными и прозрачными, то густыми и насыщенными красками, неизменно возвращаясь в свое прошлое, где соседствуют Россия и Франция, Витебск и Париж.
Коллекция работ Марка Шагала, предлагаемая вниманию зрителей, в значительной степени отражает творческий путь художника. Выставка, проводимая Государственным Русским Музеем летом-осенью 2005 г., стала самой полной из состоявшихся на родине Шагала. Она охватила творчество мастера за семь десятилетий его неутомимого труда. Живопись, графика и гравюра были представлены прославленными шедеврами, находящимися во многих музеях мира. С экспонатами зарубежных коллекций [семьи художника, Центра современного искусства Ж.Помпиду, музеев Ниццы и Гренобля], соседствуют произведения из Русского музея и Третьяковской галереи, музея-квартиры И.И.Бродского, музеев Пскова, Саратова и Тулы, из частных собраний Москвы и Петербурга.
взято:http://www.benzion.ru/main.php?topic=art&page=chagall
|