Архипов Абрам Ефимович (1862-1930), российский живописец, народный
художник России (1927). Передвижник. Пленэрные лирические
жанрово-пейзажные полотна («По реке Оке», 1890), картины тяжелой
трудовой жизни народа («Прачки», 1890-е гг. и 1901), мажорные по цвету
фигуры крестьянок («Девушка с кувшином», 1927).
Архипов Абрам Ефимович [15 (27) августа 1862, деревня Егорово, ныне в
Рязанской области — 25 сентября 1930, Москва], русский художник. Яркий
представитель позднеимпрессионистической живописной традиции с
характерным для «Союза русских художников» доминирующим интересом к
сельской, «почвенно»-бытовой теме.
По курсу передвижников
Выходец из крестьянской семьи, учился в Московском училище живописи,
ваяния и зодчества (1877-83 и 1886-88) у В. Г. Перова и В. Д. Поленова,
а также в петербургской Академии художеств (1884-86). Жил и работал
преимущественно в Москве. С 1902 неоднократно совершал поездки на север
России, к Белому морю, чутко впитывая впечатления тамошней жизни,
сохранившей свой средневековый уклад. Был членом Товарищества
передвижников (с 1891) и «Союза русских художников» (с 1904).
Ранние произведения Архипова («Пьяница», 1883; «Деревенский
иконописец», 1889; обе в Третьяковской галерее) — типичные
передвижнические бытовые жанры, в которых нарастает его самобытный,
темпераментный дар колориста. Усваивая попутно и опыт импрессионизма,
молодой мастер учится проникновенно передавать цветом атмосферу,
глубинный дух сюжета. Цветовая экспрессия достигает предельной остроты
в его знаменитых «Прачках» (варианты 1890-х и 1901 годов, Русский музей
и Третьяковская галерея) — картина эта прекрасна своими
палево-фиолетовыми тональностями, но одновременно беспросветно трагична
как образ глухого социального тупика. Неизменно более мажорны у него
сюжеты деревенской и провинциальной жизни (к примеру, в картинах
«Радоница» («Перед обедней», 1892), Русский музей; «Северная деревня»,
1902, Третьяковская галерея), проникнутые чинным ладом размеренного,
устоявшегося бытия. Фигуры крестьян предстают у художника средоточиями
красочной природной стихии. Воздухом и светом наполнены пейзажи, тесно
связанные с фигурами либо обретающие самостоятельное значение.
Вольница красок
После 1917 манера и тематика картин Архипова не претерпели существенных
изменений. Своим широким, темпераментным мазком он по-прежнему писал
старую русскую деревню, чьи мотивы, однако, на фоне революционных
преобразований, крушивших прежний уклад, обретали все более
ностальгический оттенок. Произведения этого периода, впрочем, чаще
внешне оптимистичны, а не печальны: архиповские поселяне (в том числе
особо популярная «Девушка с кувшином», 1927, Третьяковская галерея)
порой воспринимались публикой и критикой как воплощение России,
героически принявшей революцию. Героика и внутренняя тревога, ощущение
того, что «его натура уходит» здесь обычно нерасторжимы. В 1924
художник вступил в АХРР, войдя в круг тех «стариков»-традиционалистов,
на авторитет которых любили ссылаться противники авангарда, призывая
следовать «заветам передвижников».
Наследие Архипова, однако, отнюдь не укладывается в узкопартийные
рамки. Его сочная импрессионистическая манера письма, собственный стиль
мастера, а также авторитет педагога (он был профессором МУЖВЗ с 1892,
имея среди учеников А. М. Герасимова и С. В. Герасимова),
способствовали закреплению той сферы живописной свободы, красочной
«вольницы», которая, хоть и идеологически стесненная, сохранялась даже
в самые суровые годы. К тому же тесная связь с сельской «почвой»,
поморской и среднерусской глубинкой выдвинули его в число
основоположников особой «деревенской» линии русской живописи, лидером
которой позднее стал А. А. Пластов.