Биография
«Технически совершенная фотография может быть самой скучной картинкой
в мире» - эту фразу мог бы сказать любой хороший фотограф, но как ни
странно, ее произнес человек, уделявший особенно много внимания именно
технической стороне фотографирования.
Один из лучших фотографов 20-го века и, пожалуй, самый плодовитый
теоретик фотоискусства того же времени, Андреас Фейнингер родился 27
декабря 1906-го года в Париже в американской семье немецкого
происхождения. Его отец - художник-экспрессионист Лионель Фейнингер -
преподавал в Баухаусе, высшей школе строительства и художественного
конструирования в Веймаре. И Андреас тоже поначалу выбирает своей
профессией архитектуру. Он с отличием заканчивает Баухаус, а затем
продолжает изучать мебельное дело и архитектуру в государственных школах
Веймара и Цербста. В это время фотокамера для него не более чем
помощник в создании дизайнов зданий, своеобразный «механический альбом
для набросков».
Затем после года работы во Франции на легендарного архитектора Ле
Корбюзье, Фейнингер уезжает в Стокгольм, и переключает все свое внимание
на фотографию. Возможно, в этот момент мир лишился талантливого
архитектора, но зато приобрел взамен великого фотографа. Знание и
понимание архитектуры органично вплетается в мастерство фотографа,
становится с одной стороны базой и основой особой «техничности»
Фейнингера, с другой стороны – основной темой его снимков. «Никто не
сможет сделать вдохновенную работу без подлинной заинтересованности в
теме и понимания ее особенностей». Это высказывание фотограф будет
подтверждать снова и снова своими восхитительными, почти что влюбленными
картинами города, сочетая любовь архитектора к точности, пространству и
техничности с любовью художника к широким перспективам. Математически
точный подход к каждому снимку, запоминающиеся кадры, композиция
которых строится на концепции трехмерного пространства – все это говорит
об «архитектурном» прошлом фотографа. Во время работы в Стокгольме
Фейнингер проводит ряд экспериментов с ретикуляцией, соляризацией и
рельефностью и выпускает книгу «New Paths in Photography» («Новые пути в
фотографии»), в которой он делится результатами своих экспериментов,
совершенствует баланс между объектом, находящимся в фокусе и
перспективой (именно это сделает впоследствии его фотографии
знаменитыми). Также он конструирует свою первую камеру с фокусным
расстоянием 70 см и размером кадра 6 1/2 x 9 см. Несмотря на то, что Фейнингер с рождения является гражданином США, в
Штаты он попадает только в 33-хлетнем возрасте. В 1939-ом году, перед
Второй Мировой Войной, когда шведское правительство запретило
проживающим в стране иностранцам водить автомобили и пользоваться
фотоаппаратами, он эмигрирует в США, где сначала работает
профессиональным фоторепортером в агентстве Black Star Picture, а в
1943-ем году присоединяется к штату журнала Life. За двадцатилетний
период сотрудничества с журналом (с 1943-го по 1962-ой год) Фейнингер
создает сотни снимков, приобретших мировую известность. Вздымающиеся
ввысь ряды небоскребов, растекающиеся полосы шоссе, геометрически
безупречные углы и диагонали… Эти снимки искусны как в своем техническом
совершенстве, так и в грандиозности панорам. Натренированным глазом
Фейнингер видит красоту и сложность двух миров: природного,
естественного мира и мира искусственного, созданного руками человека. И
фотограф усиливает и углубляет красоту обоих. От широких пролетов
мостов, источающих прогресс и мощь, до симметричной безукоризненности
скелета змеи - фотографии Андреаса Фейнингера открывают новую эстетику
порядка и геометрического совершенства. Даже такой обычный и утилитарный
на вид предмет как отоларингологическое налобное зеркало (зеркальце у
врача, которое крепится на ремешок и одевается на голову) сквозь
объектив Фейнингера предстает перед нами завораживающим и полным
символизма. Но сильнее всего фотографа привлекают все-таки городские
пейзажи. Как никто он умеет передать графику и урбанистическую силу
мегаполиса с его бегущими и летящими потоками железа, бетона, стекла и
камня. Полуфантастическая архитектура готических пропорций превращает
городской пейзаж в черно-белую сказку. Со временем эта любовь фотографа
так выросла, что включила в себя все составляющие города: здания, людей,
автомобили, перекрестки, пробки, свойственное мегаполисам суматошное
очарование и даже их уродливость. «Я вижу город как живой организм -
иногда жесткий и даже жестокий, всегда активный и динамичный». И на
снимках прекрасно заметно это сосредоточенное, методичное и отстраненное
восхищение фотографа.
В своих работах Фейнингер часто прибегает к экспериментальной
технике, и его авангардные поиски тесно переплетаются с традициями
романтизма. В 1949-ом году, снимая на длинной выдержке, он
экспериментирует со светописью и первым фотографирует светящийся след от
движения электрических лампочек на аттракционах в парке развлечений.
Еще один его известный снимок, ставший классикой, и выполненный в той же
технике, - полет игрушечного вертолета с прикрепленным к лопастям
фонариком.
При поддержке фото-редактора журнала Life, Уилсона Хикса, Фейнингер
также пишет и издает свою очередную книгу по технике фотоискусства –
«Feininger on Photography» («Фейнингер в фотографии»). Работая в Life, Андреас Фейнингер прославился прежде всего своими
фотографиями Нью-Йорка. Наука и природа, показанные в костях, ракушках,
растениях и минералах, были другой частой темой его снимков, но он очень
редко фотографировал людей или делал портретные фото. И, тем не менее,
его самая знаменитая фотография – это абсолютно нехарактерный для него
кадр, сделанный в 1951-ом году, который стал известен под называнием
«Фотожурналист». На снимке изображен фотограф Деннис Сток, который
выглядит не совсем как человек, а скорее как полумеханическое существо с
«Лейкой III» у лица, один глаз скрыт дополнительным видоискателем,
другой – объективом.
Уйдя в 1962-ом году из журнала, Фейнингер становится свободным
художником и много путешествует по Америке и Европе, привозя из своих
странствий как всегда восхитительные серии фотографий. Он снимает
городские улицы и небоскребы, мосты и железные дороги. И с тем же
энтузиазмом он изучает природу, делая детальные снимки насекомых,
цветов, раковин, деревьев и камней. Не просто фотограф, но аналитик, он
внимательно наблюдает естественные и искусственные процессы на каждом
возможном уровне их величины и сложности - от телескопического до
микроскопического. «Камера совершенней человеческого глаза», -
утверждает Фейнингер и использует это свойство фотокамеры, чтобы
усовершенствовать наше нормальное, невооруженное зрение, помогая нам
увидеть окружающий нас мир в неожиданных формах и непривычной красоте.
«С короткофокусным объективом, - говорит фотограф, - можно обнаружить
скрытые предметы, находящиеся рядом, под рукой; с длиннофокусным -
скрытые предметы, находящиеся далеко. Длиннофокусные объективы дают
новое визуальное ощущение людям - они расширяют их горизонты. И
наоборот, предметы, лежащие под самым нашим носом, выглядят удивительно
по-новому, если снять их в действительно крупном масштабе». Фейнингер
использует свои поистине энциклопедические знания фотографической
техники, чтобы раздвинуть границы фотоискусства. «Фотограф контролирует
свое изображение точно так же, как и художник. Он может контролировать
свет и тень, форму и пространство, модель и текстуру, движение и
настроение, словом, все за исключением композиции».
Ученый, художник и профессионал высочайшего класса, Андреас Фейнингер
был также и весьма плодовитым писателем. Он опубликовал учебники и
иллюстрированные книги по фотографии, многие из которых переведены на
несколько языков. Всего вышло около пятидесяти его книг по различным
тематикам: от техники черно-белой и цветной фотографии до компиляции
крупных планов и полученных с помощью микроскопа изображений природы
(ракушек, листьев, деревьев); от съемки обнаженной женской натуры до
фотографий городов, которые он знал лучше всего: Гамбурга, Стокгольма,
Чикаго и Нью-Йорка.
Среди его книг по теории фотографии особенно интересны: «Feininger on
Photography» («Фейнингер в фотографии», 1949-ый год); «Advanced
Photography» («Совершенствование в фотоискусстве», 1952-ой год); «The
Complete Photographe» («Полный курс фотографии», 1965-ый год) – самая
известная работа; «The Color Photo Book» («Книга о цветной фотографии»,
1969-ый год).
Снимки Фейнингера собраны в изданных альбомах: «The Anatomy of
Nature» («Анатомия природы», 1956-ой год); «The World Through My Eyes:
30 Years of Photography» («Мир моими глазами: 30 лет в фотографии»,
1963-ий год); «New York» («Нью-Йорк», 1964-ый год); «Forms of Nature and
Life» («Формы природы и жизни», 1966-ой год); «Trees» («Деревья»,
1968-ой год), «Shells» («Раковины», 1972-ой год); «The Mountains of the
Mind» («Вершины разума»).
Во введении к одной из книг Фейнингера Ральф Хэттерсли описал этого
фотографа как одного из величайших архитекторов, который пришел в
фотографию и помог создать ее такой, какой мы знаем ее теперь.
В 1966-ом году Фейнингер получает премию Роберта Ливетта от
Американского фотографического общества, в 1991-ом - премию
Международного центра фотоискусства (Нью-Йорк) за жизненное достижение, в
1998-ом - премию Германской фотографической ассоциации.
Фотографии Фейнингера входят во многие коллекции самых известных
музеев: Смитсоновский институт, Вашингтон; Балтиморский художественный
музей; Метрополитен-музей, Нью-Йорк; Музей современного искусства,
Нью-Йорк; Музей Виктории и Альберта, Лондон; Музей искусства и ремесел,
Гамбург; Музей города Нью-Йорка; Нью-Йоркское историческое общество;
Международный центр фотографии, Нью-Йорк.
Андреас Фейнингер умер в 93-хлетнем возрасте 18 февраля 1999 года. Не
дожив всего год до следующего века, Фейнингер навсегда остался одним
из самых интересных фотографов 20-го века. Его выверенные удивительные
фотографии учат и вдохновляют одновременно.
Филипп Гросс и С.И. Шапиро в своей книге «Tao of Photography»
(«Даосизм и фотография») выводят 9 факторов, мешающих стать хорошим
фотографом. В первом пункте приводится высказывание Фейнингера о боязни
фотографа быть самостоятельным, о необходимости принадлежать к
какой-либо группе, заслужить одобрение окружающих, страхе быть
непопулярным: «Такой фотограф производит на свет бессмысленные
фотографии, боится риска и часто имитирует своих собратьев. Он променял
свою индивидуальность на одобрительные крики толпы; он не понимает тех,
кто не боится экспериментировать». Эти слова очень хорошо характеризуют
отношение Фейнингера к фотографированию, его безостановочный поиск новых
путей и возможностей. И если составлять список самых жизнеутверждающих
цитат знаменитых фотографов, среди них обязательно будет фраза Андреаса
Фейнингера: "С камерой в руках я не знаю страха." ист.-http://buy-books.ru/photographers
|