Анри Картье-Брессон (Henri Cartier-Bresson) родился во Франции 22 августа 1908 года в небольшом городке Шантлу неподалеку от Парижа. Род Анри Картье-Брессона происходит от рода,
корни которого уходят вглубь веков и представляет собой совокупность
рода крестьян Картье и семейства знатных промышленников Брессон. Уже с
юных лет был заметен интерес Анри Картье-Брессона к искусству. Его дядя
Луи, творческая личность, художник, ввел своего племянника в мир
искусства, когда тому исполнилось пять лет. Он сам начал заниматься с
мальчиком живописью. Через два года дядя Луи умирает, но уроки, которые
получил от него Анри, произвели на него столь сильное впечатление, что
тот уже тогда, в столь юном возрасте понял, что это и есть его путь,
уже тогда Анри Картье-Брессон решил посвятить себя искусству.
Немалое впечатление на Анри Картье-Брессона
произвел кинематограф. Такие картины, как «Броненосец Потемкин» С.
Эйзенштейна и «Жанна Д’Арк» К. Дрейера оставили в душе фотографа
неизгладимый след. В 1930 году Анри Картье-Брессон отправился в Африку,
где и открыл совершенно новые возможности искусства фотоснимков. Во
многом это стало возможным благодаря работам Эжена Атже и Мартина Мункачи,
которые он там увидел. Поразившись увиденному, Анри Картье-Брессон
приобрел первый в своей жизни фотоаппарат и переполнился твердым
намерением постичь фотоискусство. Этот его первый инструмент
представлял собой комплект из самого аппарата – коробки из дерева,
покрытого воском – штатива и черной накидки. Первый опыт Анри
Картье-Брессона был весьма печален – снимки получались либо чересчур
контрастны, либо вялые, а порой и вовсе не было изображения, но это его
не огорчало.
Через год его фотоаппарат пришел в негодность, не
выдержал погодных условий жаркой Африки, да и сам Картье-Брессон
приболел. В период неожиданно возникшей болезни Анри Картье-Брессон
наткнулся на фотоаппарат Leica. Он был компактен и позволял снимать
даже движущиеся объекты. Анри купил его, и все свое свободное время
посвятил съемкам. Он искал сюжет практически на каждом шагу. А через
некоторое время, когда Анри более детально познакомился с работами
своих коллег и набил руку, он стал производить репортажную съемку.
В 1937 г. Анри Картье-Брессон женился на
танцовщице Ратне Мохини из Джакарты. В 1939 г. Картье-Брессон был
зачислен в ряды французской армии, но и там Анри Картье-Брессон не
оставил искусства, в должности капрала кинофотоподразделения он
занимался съемкой военного репортажа. После захвата Франции, Анри попал
в плен к нацистам, где провел 3 года. Трижды Анри Картье-Брессон
пытался бежать, и только с третьего раза ему это действительно удалось.
Анри Картье-Брессон вернулся на родину и примкнул к Сопротивлению. Он
продолжал фиксировать на пленку страшные события того времени. Для
этого необходимо было обладать не только верным глазом, но и
определенной долей мужества. И Анри безусловно обладал перечисленными
качествами. Кроме того, Картье-Брессон организовал сообщество
фотожурналистов, которое производило съемку во время отступления
фашистов. В 1945 г., когда война миновала, Анри снял фильм
«Возвращение», показав высокий уровень мастерства и в области
кинематографии. Эта картина была заказана американской службой
информации и повествовал о том, как французские военнопленные
возвращались к себе на родину. Режиссеру удалось передать всю атмосферу
трагизма происходящих событий. В 1947 г. Анри Картье-Брессон совместно
с несколькими своими коллегами основал международное объединение
фоторепортеров «Магнум», ставшее впоследствии довольно знаменитой.
Затем Анри отправился в Индию, а оттуда и в
Китай. В это время имя фотографа находилось в одном списке с
известнейшими журналистами мира. В 50-х гг. Картье-Брессон организовал
выставку своих произведений, которая получила колоссальный успех и
признание в Европе и Америке.Именно эта выставка принесла славу
фотографу. Анри сотрудничал со многими крупными западными изданиями.
Выставки фотографа производились в самых известных галереях мира, в
т.ч. и в Лувре.
На его произведениях воспитывали молодых
фотографов. В 1952 г. увидела свет первая книга «Решающий момент». В
ней были собрана лучшая сотня его произведений. Затем последовала
череда новых изданий, среди которых «Европейцы» (1955г.), «Мир Анри
Картье-Брессона» (1968г.), «Лицо Азии» (1972 и 1974), книга «О России»
(1974 г.).
В 1967 г. его первый брак распался и в 1970 г.
Анри повторно женился на коллеге Мартине Франк. С 1970 года Анри
Картье-Брессон перестал заниматься фотографиями и занялся созданием
художественных произведений. 2 августа 2004 г. Анри Картье-Брессон ушел
из жизни в небольшом городке на юге Франции.
Отличительной особенностью его снимков является
отсутствие всякого редактирования или обрезания. Все, что Анри
Картье-Брессон снимал, представало пред взором в своем естественном
виде, в самый пик эмоционального напряжения, в то же время сам фотограф
умудрялся оставаться незамеченным. О качествах съемки, присущих
знаменитому фотографу ходят легенды и на плодах его творчества, его
достижений взойдет еще не одно поколение мастеров.
с-http://www.creativestudio.ru
|