Арнольфо ди Камбио (Arnolfo di Cambio) (около 1245 – после 1310)
Итальянский скульптор и архитектор. Ученик и помощник Никколо Пизано (в работе над ракой святого Доминика в церкви Сан-Доменико
в Болонье, 1264–1267, и кафедрой собора в Сиене, 1265–1268), воспринял от него
интерес к античному наследию, наделял свои изваяния монументальной
пластичностью, телесной мощью (гробница кардинала де Брей в церкви Сан-Доменико
в Орвието, мрамор, около 1282).
Арнольфо ди Камбио, так же как и художник римской школы Пьетро
Каваллини, был наравне с Никколо Пизано подлинным создателем
проторенессансного искусства и во многом идейным предшественником
великого Джотто. Более известный как архитектор — первый создатель
проекта фасада Флорентийского собора и строитель Палаццо Веккьо во
Флоренции, Арнольфо ди Камбио был также и скульптором — учеником Никколо
Пизано. Возможно, что он был знаком с образами греческой скульптуры 5
века до н. э., так как, в отличие от своего учителя, опиравшегося на
позднеримские традиции, Арнольфо, как ни один из современных ему
мастеров, воспринял дух и художественную традицию греческого искусства. К
лучшим произведениям мастера относятся декоративные фигуры для фонтана
для городской площади в Перудже. Фонтан этот, над созданием которого
кроме Арнольфо работали Никколо и Джованни Пизано и архитектор фра
Бевеньято, состоял из двух многогранных по очертаниям, расположенных
один над другим бассейнов, для украшения которых были изваяны двадцать
четыре статуи и пятьдесят рельефов. Соотношения бассейнов, выдержанные в
сложном ритме, составляют одно из главных достоинств этого
произведения. Двадцать пять сторон нижнего бассейна украшены только
рельефами, на двадцати трех ребрах верхнего бассейна укреплены только
статуи. Из бронзовой вазы верхнего бассейна возникает бьющая струя,
обтекающая его края и падающая через открытые львиные пасти в нижний.
Принадлежащие Арнольфо фрагменты рельефов этого фонтана, хранящиеся в
музее в Перудже, представляют собой полулежащие фигуры, данные в сложных
поворотах и в поразительном для того времени богатстве движений.
Складки одежд подчеркивают формы тела, переданные с чисто материальной
ощутимостью и жизненностью.
Из работ римского периода следует выделить надгробие кардинала Гийома де
Брей в церкви Сан Доменико в Орвьето, созданное Арнольфо совместно с
учениками и являющееся одним из прототипов многочисленных настенных
гробниц итальянского Возрождения. Исполненное в
монументально-декоративной манере, оно отличается большим реализмом в
изображении фигуры умершего и двух дьяконов, отдергивающих занавеси. Эти
статуи принадлежат самому Арнольфо.
Время с 1284 года до самой смерти скульптор Арнольфо ди Камбио проводит
во Флоренции, где работает как один из крупнейших мастеров дученто, чье
искусство задерживает на известное время волну готической реакции,
проявившейся уже в полной мере в творчестве Джованни Пизано и других
мастеров 13—14 вв. Во Флоренции Арнольфо выполнил (по-видимому, для
церкви Санта Кроче) рельеф «Благовещение» и предназначенную для правого
портала Флорентийского собора замечательную скульптурную группу
«Оплакивание Иоанном Марии» (Берлин).
Ярко выражая в скульптуре идеи Проторенессанса, в архитектуре Арнольфо
ди Камбио выступил как типичный представитель итальянской
готики (начатые в конце XIII века церковь Санта-Кроче и Палаццо Веккьо
во
Флоренции). В 1296 Арнольфо ди Камбио начал строительство городского
собора
Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции.
ист.-http://smallbay.ru
|