Боб Карлос Кларк (Bob Carlos Clarke) родился 24 июня 1950 года в графстве Корк (Ирландия) в семье отставного военного. В автобиографической книге «Фотографируем секс» он рассказывал что прекрасно провел первое десятилетие своей жизни, однако немного повзрослев понял, что «для похотливого подростка это не самое подходящее место». В 1964 году молодого человека послали учиться в Англию в привилегированную и довольно дорогую школу Веллингтон-Колледж, а в 1970 году он поступил в Художественный колледж Западного Суссекса. Именно там он заинтересовался фотографией, при этом при весьма забавных обстоятельствах: «Я не задумывался о фотографии, пока не встретил эту девушку, подрабатывающую на полставки моделью», – рассказывал Боб в одном из интервью, – «Кто-то из ее знакомых, сказал, что единственный путь заманить ее в постель – попросить позировать. Так я и стал фотографом». Кроме этого молодой человек приобрел жену – правда, ненадолго.
Боб Карлос Кларк (Bob Carlos Clarke)
В начале 1970-х Боб Карлос Кларк некоторое время учился в Лондонском полиграфическом колледже, в 1975 году получил ученую степень Магистра искусств в Королевском художественном колледже. В это время – во многом благодаря советам своего друга, известного художника Аллена Джонса – он стал фотографировать одетых (точнее сказать полуодетых) в облегающие резиновые костюмы женщин. Этот образ принес своему создателю громкую, хотя и несколько скандальную славу одного из «основоположников фетишистской образности».
В 1979 году выходит знаменитый сборник эротических рассказов Анаис Нин «Дельта Венеры» («Delta of Venus») иллюстрированный фотографиями Кларка, после этого увидели свет фотоальбомы «Наваждение» («Obsession», 1981) и «Темное лето» («The Dark Summer», 1985). Книги укрепили известность автора, но не принесли желанной финансовой свободы, к которой он безуспешно стремился всю жизнь: «Поскольку у меня была большая студия, которая обходилась недешево, и я не был американской легендой с легендарной зарплатой, мне пришлось стать фотографом широкого профиля», – вспоминал Кларк. Он много работал в рекламе, участвовал в рекламных компаниях таких фирм как «Levi's», «Agfa», «Volkswagen», «Pirelli», «Smirnoff», «Wallis», «UrbanStone» и многих других. Иногда ему приходилось работать «на чужой территории» и он действительно показал себя «мастером широкого профиля»: так, например, великолепная серия фотографий для «Wallis» с труднопереводимым названием «Dress to Kill» выиграла несколько наград как лучшая фотореклама.
Но чаще всего его приглашали для работы с обнаженной натурой, и тогда он был в своем репертуаре: некоторые его рекламные работы заставляли обывателей и критиков вздрагивать от возмущения, о них говорили как о самых грубых фотографиях, которыми когда-нибудь пачкали рекламные щиты. Но фирмы заказывающие рекламу были довольны, как и сам фотограф: «Удачная ню-фотография заставляет сердце биться в два раза быстрее», – делился Кларк своими секретами, – «Картинка, которая никого не волнует бесполезна. Я хочу, чтобы мои фотографии были заряжены сексуальностью за гранью возможного, чтобы они напрямую воздействовали на мужские животные инстинкты».
Кларк не любил профессиональных фотомоделей. Он проводил много времени, шатаясь по клубам, ночным барам и прочим злачным местам и выискивая молодых девушек, рыскающих в поисках секса и приключений. Любое уважающее себя агентство не пропустило бы их дальше порога – многие из них были маленького роста или с приплюснутым носом, с маленькой грудью или с чересчур большими ягодицами. Кларк же напортив, считал, что идеальные формы делают модель – и ее будущую фотографию – поразительно скучной: «Подготовленная модель похожа на полуфабрикат – как будто ты получаешь нечто наполовину приготовленное другими поварами», – объяснял он. Или в другом интервью: «Это напоминает разницу между сексом за деньги и сексом по любви». Сразу вспоминается анекдот: любовь выдумали русские, чтобы денег не платить. Видать не только русские.
В 1980-х годах фотограф решил поискать счастья в Новом Свете, но там его ждала неудача – по словам Кларка в США ценилась только фотографии сексуальных меньшинств. «Я ворвался с фотографиями обнаженных женщин в город во время эпидемии гетерофобии», - рассказывал он о своем посещении Лос-Анджелеса. Так или иначе, но стать «американской легендой» у британского фотографа не получилось.
В конце 1980-х годов Кларк отошел от эротики. В 1990 году вышла иллюстрированная его фотографиями книга знаменитого английского шеф-повара Марко Пьерра Уайта «White Heat» (не знаю, перевести ли это как «Белая жара» или «Уайт жжот»). Фотограф вспоминал что «опыт работы в наполненной гулом, опасностями и приключениями, похожей на Дантов Ад кухне заставил мое сердце биться сильнее, показал, что реальная жизнь намного интереснее, чем любые фантазии». Чуть более десяти лет Боб Карлос Кларк пытался найти себя в фотожурналистике, съемке портретов, натюрмортов со столовыми приборами или камнями. Кроме этого он участвовал в некоторых вполне благопристойных рекламных компаниях, некоторое время преподавал фотоискусство на различных курсах. Вся эта деятельность помогла ему остаться наплаву, но особой популярности не прибавила, скорее напротив – некоторые журналы и рекламные агентства отказывались с ним работать. Фотограф не смутился и стал продавать свои фотографии под псевдонимом.
В начале XXI века Кларк вернулся в жанр принесший ему славу. «Потому что я, как Королева-мать, которая уже 60 лет носит одну и ту же прическу, понял, что лучше продолжать заниматься тем, что ты делаешь лучше всего», – скромно пояснил фотограф. В 2003 году он выпустил книгу «Фотографируем секс» («Shooting Sex») с подзаголовком «Полное руководство по раздеванию прелестных незнакомок». Книга содержит лучшие эротические фотографии Кларка, а также рассказ художника о своей жизни, его советы многочисленным последователям. «Делайте это для удовольствия, ради того чтобы заманить девчонку в постель. Но не забывайте о том, что самое главное – это результат».
В 2004 году в Англии состоялась первая персональная выставка фотографа под названием «Куклы не умирают» («Love Dolls Never Die»). «Я вернулся к любимому делу и я счастлив», - говорил он вскоре после открытия выставки, – «И скоро стану еще счастливее, потому что собираюсь фотографировать только то что мне нравится». Однако, судя по дальнейшим событиям, это было очень далеко от истины. Как рассказывала вторая жена Кларка, он боялся приближающийся старости и был очень неуверен в себе. Он считал себя неудачником и, бывало, будил ее по ночам, чтобы она убедила его в обратном. «Я никогда не достигну того уровня славы, о котором мечтаю, поэтому единственный путь к этому – это смерть» – сказал он однажды.
В марте 2006 года 55-летний Боб Карлос Кларк проходил обследование в Приоратском госпитале в юго-западной части Лондона. Утром 25 марта он сказал обслуживающему персоналу, что скоро вернется, дошел до ближайшего железнодорожного переезда, немного подождал и, перескочив через ограничительный барьер, кинулся под приближающийся поезд.
Как это обычно бывает, смерть способствовала взлету популярности фотографа – в этом он не ошибся. Его фотографии, особенно подписанные автором отпечатки, резко подскочили в цене и продолжают дорожать с каждым годом. Редко какая книга об эротической фотографии обходится без его снимков, его называют «британским ответом Хельмуту Ньютону». Может быть, ради этого и впрямь стоило умереть? Кто знает.
|