| ФАЛЬКОНЕ, ЭТЬЕН МОРИС (Falconet, Étienne 
 Maurice) (1716–1791), художник и теоретик искусства, выдающийся 
 мастер французской скульптуры «века Просвещения», автор знаменитого 
 Медного всадника. Родился в Париже 1 декабря 1716 в семье столяра. В 
 детстве занимался резьбой по дереву. В 1734–1744 обучался в 
 мастерской скульптора Ж.Б.Лемуана. Испытал влияние Дж.-Л.Бернини и 
 П.Пюже. Свойственный манере Пюже напряженный драматизм мускульных 
 усилий отличает и первую значительную работу Фальконе – его Милона 
 Кротонского (гипсовая модель 1744 – в Эрмитаже, Петербург; мрамор 
 1754 – в парижском Лувре). В 1750–1760-е годы окончательно 
 сформировалась зрелая манера мастера, сочетающая чувственное обаяние 
 рококо с рациональностью классицизма. Он исполнил большое число 
 аллегорических и мифологических фигур, сохранившихся в гипсовом и 
 мраморном либо в одном лишь мраморном варианте (Аллегория музыки, 
 1752; Амур, 1757; Купальщица, 1757; Пигмалион, 1763; надгробная 
 статуя Нежная грусть, 1763; все работы – Лувр или Эрмитаж либо – в 
 вариантах – в обоих музеях). В те же годы Фальконе создал много изысканных моделей для севрских 
 статуэток из бисквита, часто повторяющих в малом масштабе его 
 большие работы (Амур, Купальщица, группы на сюжеты Сказок 
 Ж.Лафонтена и т.д.). В 1757–1766 руководил скульптурной мастерской 
 Севрской мануфактуры. Выступил и в сфере монументально-декоративной 
 пластики, оформив своими произведениями парижскую церковь Сен-Рок 
 (до 1765; из них до нас дошла лишь мраморная фигура Христа из сцены 
 Моления о чаше).
 Подписав контракт с князем А.Д.Голицыным 
 (действовавшим от имени Екатерины II), мастер прибыл в 1766 в 
 Петербург вместе со своей ученицей М.А.Колло. Здесь он создал 
 главный свой шедевр – памятник Петру I на Сенатской площади (ныне 
 площадь Декабристов). Изобразив императора, который, – как писал 
 Фальконе в письме Д.Дидро (1777), – простер «свою благодетельную 
 десницу над объезжаемою им страной», художник сумел обойтись без 
 слишком сложных эмблем, аллегорий и дополнительных фигур. 
 Историческая коллизия гениально передана пластическими контрастами и 
 созвучиями фигур царя-реформатора (чья грозная голова была 
 смоделирована Колло), его коня и гранитной скалы, служащей им 
 постаментом. Победа нового над старым выглядит как великая драма, 
 позднее получившая образное развитие в Медном всаднике А.С.Пушкина. 
 Утомленный конфликтами с президентом Академии художеств И.И.Бецким, 
 Фальконе, не дождавшись открытия памятника (которое состоялось в 
 1782), уехал в 1778 в Амстердам, а затем на родину.
 Выступал и как теоретик искусства, зачитав в 1760 в парижской 
 Королевской академии свои Размышления о скульптуре, которые вышли 
 отдельным изданием в Амстердаме (1761). Утверждая, что искусство 
 идеально концентрирует в себе красоту, рассеянную в природе, 
 Фальконе подчеркивал особую роль творческого чувства как «души 
 произведения», – тем самым и здесь связывая идеал с чувством и, 
 соответственно, классицизм с рококо.
 Умер Фальконе в Париже 24 января 1791 года.
 
 
 |