ФАЛЬКОНЕ, ЭТЬЕН МОРИС (Falconet, Étienne
Maurice) (1716–1791), художник и теоретик искусства, выдающийся
мастер французской скульптуры «века Просвещения», автор знаменитого
Медного всадника. Родился в Париже 1 декабря 1716 в семье столяра. В
детстве занимался резьбой по дереву. В 1734–1744 обучался в
мастерской скульптора Ж.Б.Лемуана. Испытал влияние Дж.-Л.Бернини и
П.Пюже. Свойственный манере Пюже напряженный драматизм мускульных
усилий отличает и первую значительную работу Фальконе – его Милона
Кротонского (гипсовая модель 1744 – в Эрмитаже, Петербург; мрамор
1754 – в парижском Лувре). В 1750–1760-е годы окончательно
сформировалась зрелая манера мастера, сочетающая чувственное обаяние
рококо с рациональностью классицизма. Он исполнил большое число
аллегорических и мифологических фигур, сохранившихся в гипсовом и
мраморном либо в одном лишь мраморном варианте (Аллегория музыки,
1752; Амур, 1757; Купальщица, 1757; Пигмалион, 1763; надгробная
статуя Нежная грусть, 1763; все работы – Лувр или Эрмитаж либо – в
вариантах – в обоих музеях).
В те же годы Фальконе создал много изысканных моделей для севрских
статуэток из бисквита, часто повторяющих в малом масштабе его
большие работы (Амур, Купальщица, группы на сюжеты Сказок
Ж.Лафонтена и т.д.). В 1757–1766 руководил скульптурной мастерской
Севрской мануфактуры. Выступил и в сфере монументально-декоративной
пластики, оформив своими произведениями парижскую церковь Сен-Рок
(до 1765; из них до нас дошла лишь мраморная фигура Христа из сцены
Моления о чаше). Подписав контракт с князем А.Д.Голицыным
(действовавшим от имени Екатерины II), мастер прибыл в 1766 в
Петербург вместе со своей ученицей М.А.Колло. Здесь он создал
главный свой шедевр – памятник Петру I на Сенатской площади (ныне
площадь Декабристов). Изобразив императора, который, – как писал
Фальконе в письме Д.Дидро (1777), – простер «свою благодетельную
десницу над объезжаемою им страной», художник сумел обойтись без
слишком сложных эмблем, аллегорий и дополнительных фигур.
Историческая коллизия гениально передана пластическими контрастами и
созвучиями фигур царя-реформатора (чья грозная голова была
смоделирована Колло), его коня и гранитной скалы, служащей им
постаментом. Победа нового над старым выглядит как великая драма,
позднее получившая образное развитие в Медном всаднике А.С.Пушкина.
Утомленный конфликтами с президентом Академии художеств И.И.Бецким,
Фальконе, не дождавшись открытия памятника (которое состоялось в
1782), уехал в 1778 в Амстердам, а затем на родину.
Выступал и как теоретик искусства, зачитав в 1760 в парижской
Королевской академии свои Размышления о скульптуре, которые вышли
отдельным изданием в Амстердаме (1761). Утверждая, что искусство
идеально концентрирует в себе красоту, рассеянную в природе,
Фальконе подчеркивал особую роль творческого чувства как «души
произведения», – тем самым и здесь связывая идеал с чувством и,
соответственно, классицизм с рококо.
Умер Фальконе в Париже 24 января 1791 года.
|