хARTия Воскресенье
12.05.2024
00:18
Приветствую Вас Гость | RSS Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории каталога
А [9]
Б [1]
Г [3]
Д [6]
И [2]
Й [2]
К [2]
Л [3]
М [2]
Н [1]
П [2]
Р [6]
С [9]
Т [1]
У [2]
Ф [3]
Х [2]
Э [5]
Ю [1]
Я [1]

Мини-чат

Наш опрос
Какой раздел сайта вы посещаете чаще всего?
Всего ответов: 35

Главная » Статьи » Фотографы » Ф

Франтишек Дртикол

Франтишек Дртикол вошел в чешскую фотографию в самом начале 20 века — в 1901 году. Что происходило у нас тогда в этой области искусства?

В конце 19-го века, точнее с 1890 г. в Чехии началось бурное развитие любительской фотографии. В это время возникают клубы, начинает выходить «Фотографический горизонт» (1893 г.) и «Фотографический вестник» (1890 г.), организуются местные и международныевыставки. Коммерческая фотография в культурном отношении играет самую незначительную роль, а любительская достигает лишь хорошего среднего уровня. Яркой, выдающейся личности в этой области нет. До приезда Ф. Дртикола в Прагу из Мюнхена в Чехии не было фотографа, благодаря которому фотография могла бы стать равноценным партнером остальных видов тогдашнего искусства.

Франтишек Дртикол был выдающимся фотографом, его творческая деятельность, продолжавшаяся с начала века до 30-х годов, положила начало и способствовалала развитию современной чешской фотографии. Его творчество не только впитало и объединило в себе все существовавшие тогда художественные, литературные и фотографические импульсы, но в определенной степени превысило их в смысле разнообразия, силы выражения и формы.

Теоретические работы и дискуссии на темы фотографического творчества и его отношения к изобразительному искусству не достигали в то время в Чехии той остроты и уровня, которые были характерны для подобных дискуссий в других странах еще до возникновения известной группы фотографов-художников «Линкед Ринг». И в этом направлении творчество Дртикола сыграло большую роль, вызвав острую реакцию и полемику. Его творчество наглядно демонстрировало взаимоотношение художественного понимания и подхода к фотографической специфике. Работы Ф. Дртикола, относящиеся к началу 20-го века, несли печать стремления к пикториальности, характерной для того времени, что подчеркивалось использованием различных видов художественной техники и соблюдением законов художественной композиции. В 20-е годы Дртикол постепенно избавился от этих ограничений, начав поиск новых, более выразительных и необычных для фотографии путей.

Франтишек Дртикол родился 3 марта 1883 года в г. Пршибрам, в купеческой семье. Хотел стать художником, но отец решил, что сын будет фотографом и, конечно, богачом, каким был пршибрамский фотограф Антонин Маттас, в обучение к которому Франтишек поступил по окончании средней школы. В ателье Маттаса Дртикол пробыл три года (1898—1901). В это время он познакомился с журналом «Фотографическое ателье», в котором публиковались работы нового поколения фотографов, направленные против коммерческой и любительской фотографии и защищавшие фотографию как одну из разновидностей художественного творчества. Из того же журнала Ф. Дртикол узнал о существовании двухлетней фотошколы в Мюнхене, что имело решающее значение для его будущего. Дртикол подал заявление и был принят. Учащиеся должны были посещать музеи и галереи, изучать скульптуру и живопись с точки зрения их фотогеничности, фотографировать в пленэре, снимать архитектуру и жанровые сценки. Самой важной дисциплиной было изучение портрета, исходными пунктами которого было изучение художественных традиций Кранаха, Рембрандта, Дюрера, Ван-Дейка и Веласкеса. В школе господствовал девиз, ставший принципом Дртикола на всю жизнь: «Искусство едино, а форм его — тысячи.» Школу он закончил с великолепными результатами. Получив диплом, поступил на работу в ателье Шумана в Карлсруэ, а затем некоторое время работал в Швейцарии. Вернувшись на родину, Дртикол сначала работал в Турнове, потом в Праге.

Работа в коммерческих ателье его не удовлетворяла. В 1904 г. директор мюнхенской школы написал его отцу: «Ваш сын обладает огромным талантом к художественной фотографии, который, однако, не может по-настоящему развернуться в Чехии. Это тем более ценно, что он остается верен своему делу.» В октябре 1904 г. Дртикол был призван на трехлетнюю военную службу. Вернувшись в Пршибрам, он открыл собственное фотоателье, в котором работал до 1910 года. Однако стать богачом Дртиколу не удалось, здесь он потерпел крах.

Решающий поворот в его жизни произошел в 1910 году. Он начинает сотрудничать с «Артелом» — пражским ателье художественных работ, посредством которого продает свои фотографии, вступает в члены Чешского клуба фотографов-любителей, где знакомится со своим будущим компаньоном Августином Шкардой, обладавшим практической жилкой. Под именем Дртикол — Шкарда начинает работать новое ателье. Этим кончается первый этап жизни Дртиколы — годы учебы и странствий. Сам он говорит: «С этого времени началась моя собственная художественная деятельность. Ее прервала только первая мировая война.» Ателье специализируется на портреты, но наряду с заказами Дртикол создает свои фотопроизведения на тему женского лица и тела. Он начинает выставлять свои работы во всем мире, становится признанной фигурой, его ателье приобретает широкую известность. Считалось хорошим тоном заказать портрет в ателье Дртикол — Шкарда.

Во время войны Дртикол находится в Венгрии. В 1921 г. в результате экономических трений он разошелся со своим компаньоном и в том же году женился на балерине Эрвине Купфер. 20-е годы стали периодом наивысшего расцвета творческих сил художника. В это время он создает широко известные композиции женских тел и лиц, дополненные геометрическими фигурами.

В начале века творчество Дртикола находилось под сильным влиянием мюнхенского модернизма. Тогдашняя фототехника (резинотипия) и живопись были двумя полюсами одного принципа. Женщина как художественный объект проходит через всю фотографическую деятельность Дртикола в качестве главного предмета изображения. Эротика и культ секса и женщины связаны в модернизме с провозглашением принципа жизни, умирания и гибели. Женщина становится для Дртикола носительницей Добра и Зла, фигурой священной и роковой.

Если до 20-х годов Дртикол под влиянием модернизма и тогдашних тенденций как бы дорисовывает и связывает художественный фон с фотографируемой фигурой в единую композицию, то позднее он заменяет этот фон специально подготовленной средой, созданной из крупных геометрических тел. Явственно проступает также и отражение стиля «новой вещественности» в деталях человеческой фигуры, когда на фотографии изображен только торс, бегущие ноги и т.д.

В 30-е годы Дртикол отходит от изображения человеческой модели и фотографирует фигурки, вырезанные по собственным рисункам. В своих воспоминаниях, написанных в 1945 г., он говорит об этом периоде: «У меня была мировая известность, так называемая слава, но при этом я начал бедствовать. Продать ничего не удавалось. И с 1930 по 34 гг. я бывал рад, когда удавалось достать денег на обед. Потом мне помогло то, что я начал преподавать на курсах для фотографов-любителей, которых я учил делать портреты, акты и пейзажи.» Педагогической деятельностью Дртикол занимался несколько лет. Первый статут фотошколы он написал в 1918 г., потом разработал еще несколько проектов, из которых последний относится к 1946 году. В 1945—46 гг. он преподавал внештатно в пражском графическом училище, но без особого успеха. Его мышление, корни которого находились в модернизме и стиле 30-х годов, в 40-ые годы производило уже курьезное впечатление и не находило понимания среди слушателей.

В 1932 году Дртикол решил избавиться от своего пражского ателье, начал постепенно его ликвидировать и в 1935 году перестал фотографировать. Живя в стороне от всего, он рисует свои философские и теософические этюды, занимается изучением йоги и восточной философии, в соответствии с принципами которой пытается жить. И так он прожил в полном забвении до своей смерти в 1961 году.


Анна Фарова
ист-http://www.prooptiku.ru/



Категория: Ф | Добавил: Tsilya (13.01.2011)
Просмотров: 969 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
Любимые стихи //janna.ucoz.ru

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024 Хостинг от uCoz