Франтишек Дртикол вошел в чешскую фотографию в самом начале 20 века
— в 1901 году. Что происходило у нас тогда в этой области искусства?
В конце 19-го века, точнее с 1890 г. в Чехии началось бурное
развитие любительской фотографии. В это время возникают клубы, начинает
выходить «Фотографический горизонт» (1893 г.) и «Фотографический
вестник» (1890 г.), организуются местные и международныевыставки.
Коммерческая фотография в культурном отношении играет самую
незначительную роль, а любительская достигает лишь хорошего среднего
уровня. Яркой, выдающейся личности в этой области нет. До приезда Ф.
Дртикола в Прагу из Мюнхена в Чехии не было фотографа, благодаря
которому фотография могла бы стать равноценным партнером остальных
видов тогдашнего искусства.
Франтишек Дртикол был выдающимся фотографом, его творческая
деятельность, продолжавшаяся с начала века до 30-х годов, положила
начало и способствовалала развитию современной чешской фотографии. Его
творчество не только впитало и объединило в себе все существовавшие
тогда художественные, литературные и фотографические импульсы, но в
определенной степени превысило их в смысле разнообразия, силы выражения
и формы.
Теоретические работы и дискуссии на темы фотографического творчества
и его отношения к изобразительному искусству не достигали в то время в
Чехии той остроты и уровня, которые были характерны для подобных
дискуссий в других странах еще до возникновения известной группы
фотографов-художников «Линкед Ринг». И в этом направлении творчество
Дртикола сыграло большую роль, вызвав острую реакцию и полемику. Его
творчество наглядно демонстрировало взаимоотношение художественного
понимания и подхода к фотографической специфике. Работы Ф. Дртикола,
относящиеся к началу 20-го века, несли печать стремления к
пикториальности, характерной для того времени, что подчеркивалось
использованием различных видов художественной техники и соблюдением
законов художественной композиции. В 20-е годы Дртикол постепенно
избавился от этих ограничений, начав поиск новых, более выразительных и
необычных для фотографии путей. Франтишек Дртикол родился 3 марта 1883 года в г. Пршибрам, в купеческой
семье. Хотел стать художником, но отец решил, что сын будет фотографом
и, конечно, богачом, каким был пршибрамский фотограф Антонин Маттас, в
обучение к которому Франтишек поступил по окончании средней школы. В
ателье Маттаса Дртикол пробыл три года (1898—1901). В это время он
познакомился с журналом «Фотографическое ателье», в котором
публиковались работы нового поколения фотографов, направленные против
коммерческой и любительской фотографии и защищавшие фотографию как одну
из разновидностей художественного творчества. Из того же журнала Ф.
Дртикол узнал о существовании двухлетней фотошколы в Мюнхене, что имело
решающее значение для его будущего. Дртикол подал заявление и был
принят. Учащиеся должны были посещать музеи и галереи, изучать
скульптуру и живопись с точки зрения их фотогеничности, фотографировать
в пленэре, снимать архитектуру и жанровые сценки. Самой важной
дисциплиной было изучение портрета, исходными пунктами которого было
изучение художественных традиций Кранаха, Рембрандта, Дюрера, Ван-Дейка
и Веласкеса. В школе господствовал девиз, ставший принципом Дртикола на
всю жизнь: «Искусство едино, а форм его — тысячи.» Школу он закончил с
великолепными результатами. Получив диплом, поступил на работу в ателье
Шумана в Карлсруэ, а затем некоторое время работал в Швейцарии.
Вернувшись на родину, Дртикол сначала работал в Турнове, потом в Праге.
Работа в коммерческих ателье его не удовлетворяла. В 1904 г.
директор мюнхенской школы написал его отцу: «Ваш сын обладает огромным
талантом к художественной фотографии, который, однако, не может
по-настоящему развернуться в Чехии. Это тем более ценно, что он
остается верен своему делу.» В октябре 1904 г. Дртикол был призван на
трехлетнюю военную службу. Вернувшись в Пршибрам, он открыл собственное
фотоателье, в котором работал до 1910 года. Однако стать богачом
Дртиколу не удалось, здесь он потерпел крах.
Решающий поворот в его жизни произошел в 1910 году. Он начинает
сотрудничать с «Артелом» — пражским ателье художественных работ,
посредством которого продает свои фотографии, вступает в члены Чешского
клуба фотографов-любителей, где знакомится со своим будущим компаньоном
Августином Шкардой, обладавшим практической жилкой. Под именем Дртикол
— Шкарда начинает работать новое ателье. Этим кончается первый этап
жизни Дртиколы — годы учебы и странствий. Сам он говорит: «С этого
времени началась моя собственная художественная деятельность. Ее
прервала только первая мировая война.» Ателье специализируется на
портреты, но наряду с заказами Дртикол создает свои фотопроизведения на
тему женского лица и тела. Он начинает выставлять свои работы во всем
мире, становится признанной фигурой, его ателье приобретает широкую
известность. Считалось хорошим тоном заказать портрет в ателье Дртикол
— Шкарда.
Во время войны Дртикол находится в Венгрии. В 1921 г. в результате
экономических трений он разошелся со своим компаньоном и в том же году
женился на балерине Эрвине Купфер. 20-е годы стали периодом наивысшего
расцвета творческих сил художника. В это время он создает широко
известные композиции женских тел и лиц, дополненные геометрическими
фигурами.
В начале века творчество Дртикола находилось под сильным влиянием
мюнхенского модернизма. Тогдашняя фототехника (резинотипия) и живопись
были двумя полюсами одного принципа. Женщина как художественный объект
проходит через всю фотографическую деятельность Дртикола в качестве
главного предмета изображения. Эротика и культ секса и женщины связаны
в модернизме с провозглашением принципа жизни, умирания и гибели.
Женщина становится для Дртикола носительницей Добра и Зла, фигурой
священной и роковой.
Если до 20-х годов Дртикол под влиянием модернизма и тогдашних
тенденций как бы дорисовывает и связывает художественный фон с
фотографируемой фигурой в единую композицию, то позднее он заменяет
этот фон специально подготовленной средой, созданной из крупных
геометрических тел. Явственно проступает также и отражение стиля «новой
вещественности» в деталях человеческой фигуры, когда на фотографии
изображен только торс, бегущие ноги и т.д. В 30-е годы Дртикол отходит от изображения человеческой модели и
фотографирует фигурки, вырезанные по собственным рисункам. В своих
воспоминаниях, написанных в 1945 г., он говорит об этом периоде: «У
меня была мировая известность, так называемая слава, но при этом я
начал бедствовать. Продать ничего не удавалось. И с 1930 по 34 гг. я
бывал рад, когда удавалось достать денег на обед. Потом мне помогло то,
что я начал преподавать на курсах для фотографов-любителей, которых я
учил делать портреты, акты и пейзажи.» Педагогической деятельностью
Дртикол занимался несколько лет. Первый статут фотошколы он написал в
1918 г., потом разработал еще несколько проектов, из которых последний
относится к 1946 году. В 1945—46 гг. он преподавал внештатно в пражском
графическом училище, но без особого успеха. Его мышление, корни
которого находились в модернизме и стиле 30-х годов, в 40-ые годы
производило уже курьезное впечатление и не находило понимания среди
слушателей.
В 1932 году Дртикол решил избавиться от своего пражского ателье,
начал постепенно его ликвидировать и в 1935 году перестал
фотографировать. Живя в стороне от всего, он рисует свои философские и
теософические этюды, занимается изучением йоги и восточной философии, в
соответствии с принципами которой пытается жить. И так он прожил в
полном забвении до своей смерти в 1961 году.
|