Бальдунг
(Baldung; прозвище – Грин, Grien) Ханс (около 1484/86–1545). Испытал
влияние Альбрехта Дюрера (в мастерской которого работал в 1502–1504) и
Маттиаса Грюневальда.
Бальдунг работал главным образом в Страстбурге, но с 1512 до 1517 жил в
Фрайбурге, где
работал над своим шедевром - высоким алтарем для собора Фрейбурга,
центральная панель которого - лучистое изображение коронации
Богородицы.
В работе над алтарем Ганс Бальдунг, волшебным образом, объединил
пейзажи, фигуры, свет и цвет.
Рационализм эпохи Возрождения, особенно сказавшийся в портретах
Бальдунга (портрет Амброзия Вольмара Келлера, 1538, портрет графа
Людвига Лёвенштайна, 1513, Картинная галерея, Берлин-Далем), часто
сочетается в его творчестве с мистикой, обобщенная пластика – с
дробными, ломаными ритмами (главный алтарь собора во
Фрайбурге-им-Брайсгау, 1512–1516; "Смерть, целующая женщину”, 1517,
художественное собрание, Базель). В рисунках и гравюрах на дереве
Бальдунг создал особую манеру передачи светотени контрастами ярких
бликов ("Колдуньи”, гравюра на дереве, 1510).
Творчество Бальдунга - изменчиво и многообразно, включает религиозные
работы, аллегории и мифологию, портреты, проекты для цветного стекла и
гобеленов, и
большое количество графических работ, особенно книжных иллюстраций.
Его характерные, довольно небольшие по размеру картины - это
эротические аллегории
(как например, "Рыцарь, молодая девушка и смерть", 1505,
Лувр, Париж, "Смерть и Девушка",
1521), к которым он обращался
много раз. Эротизм часто присутствует в поздних работах Бальдунга,
наиболее известная из которых гравюра - "Очарованный стойкий молодой
человек" (другое название "Заколдованный жених", 1544),
интерпретированная как аллегория страсти (или некоторыми, как аллегория
похоти). С другой стороны
его картины, посвященные изображению возраста и виртуозные по манере
рисунка, довольно символичны по зловещему смыслу автопортрет Ганса Бальдунга