Ганс Мемлинг (Hans Memling).Германия, Нидерланды
прим.1430 - 1494 , фламандская школа
(выше - не портрет Мемлинга, а фрагмент
его картины ‹‹Человек с монетой››)
Мемлинг прожил свою жизнь в лучших
бюргерских традициях. Однако в
Нидерландах так полюбили этого
удивительного художника, что создали из
его биографии прекрасную легенду.
В Брюгге до сих пор бытует история о
некоем солдате из армии Карла Смелого,
который после поражения герцога пришёл,
весь израненный, к воротам монастырского
госпиталя Синт-Янс. Сердобольные
монахини выходили солдата, но,
выздоровев, он не захотел уходить. Всю
оставшуюся жизнь провёл он в посте,
молитве и писании богоугодных картин.
Звали солдата Ханс Мемлинг. Существует и
другая более романтичная версия истории:
будто бы солдат не пожелал покинуть
госпиталь вовсе не потому, что решил
посвятить себя служению Богу, а потому,
что влюбился в монахиню, ухаживающую за
ним во время его болезни.
К несчастью (или к счастью), обе эти
истории не имеют ничего общего с
действительностью. Ханс Мемлинг родился
в 1430-е годы в Германии, в небольшом
городке Залегендштадт. В те далёкие
времена неподалёку от него была деревня
Мемлинген, от названия которой и
произошло имя художника. Будучи по
национальности немцем, Мемлинг провёл
большую часть жизни в Нидерландах, куда
перебрался в конце 1450-х годов.
О том, как складывалась его жизнь до
этого, неизвестно ничего. Из какого
звания происходил он? Кто были его
родители? Где научился он азам
мастерства? Ответов на эти вопросы нет.
Даже записи о крещении Мемлинга не
сохранилось.
Во второй половине 1450-х годов юношу
поманила дорога. Вначале он собирался
остаться в Кёльне. С уверенностью можно
говорить о влиянии на молодого художника
двух кёльнских мастеров - Стефана
Лохнера и неизвестного живописца,
называемого обыкновенно ‹‹Мастером
святой Вероники››.
Таким образом, в Брюссель, один из самых
блестящих городов Нидерландов, наш герой
прибыл уже отчасти ‹‹подкованным›› в
художественном отношении. Поэтому по
прибытии он не растерялся, а направился
прямиком в мастерскую Рогира ван дер
Вейдена. Документальных свидетельств
того факта, что он обучался в этой
мастерской, нет. Но следы учёбы у Рогира
ван дер вейдена в работах Мемлинга
проглядывают то и дело. Рогир ван дер
Вейден прославился ещё в те времена,
когда Мемлинг был ребёнком. Молва о его
‹‹Снятии с креста›› к моменту появления
Мемлинга в Брюсселе успела облететь
почти всю Европу. Да и других
сколько-нибудь значительных мастерских в
Брюсселе в те годы не было.
Есть сведения, что Мемлинг был близок ко
двору Карла Смелого. Эту близость также
можно рассматривать как доказательство
его учёбы у Рогира ван дер вейдена, так
как моложой художник, да ещё и
чужеземец, вряд ли мог заинтересовать
сиятельных герцогов.
В описываемую пору старый мастер доживал
последние годы. Он уже почти не писал и
не имел сил уделять много внимания своей
мастерской. Мемлинг, таки образом,
будучи самым талантливым учеником
Рогира, являлся ‹‹столпом›› этой
мастерской. Некоторые исследователи
говорят даже о том, что он фактически
руководил ею в начале 1460-х годов.
Почти сразу после смерти Рогира, в 1464
году, Мемлинг покинул Брюссель и
перебрался в Брюгге, ставший конечной
точкой его странствий. В 1465 год он уже
- полноправный гражданин Брюгге,
домовладелец и семьянин., затем - член
местной гильдии святого Луки. Далее
жизнь его текла вполне мирно. От жены,
Анны Фалькенаре, у него родилось трое
сыновей: Ян, Корнелис и Николас. В 1480
году он купил каменный дом, за ним ещё
два для сдачи внаём. Материальное
положение его было очень хорошим. В 1487
году художник овдовел, а через семь лет,
в августе 1494 года, и сам сошёл вслед
за своею супругой в могилу, и был
похоронен на кладбище при церкви святого
Жиля.
Конец 1460-х - первую половину 1470-х
годов можно назвать самым спокойным
временем в жизни Мемлинга. Он был богат,
востребован, почитаем. И даже
принадлежал ‹‹Братству Снежной
Богоматери››, состоять в котором
считалось почётным, ибо в него входил
сам Карл Смелый.
К 1480-м годам Мемлинг остался
единственным хранителем старых традиций
нидерландской живописи. Да и вообще -
единственным крупным мастером во
Фландрии (Босх только начинал свой
творческий путь). Это была уже не та
‹‹единственность››, о которой мечталось
мастеру когда-то, но подлинное духовное
одиночество, хотя и скрашенное
богатством и почитанием сограждан.
ист- http://www.muzeinie-golovolomki.ru/biography
|