«Хорошая фотография — это когда ситуация в своем максимуме и когда я сам в своем максимуме...»
Йозеф Куделка.
Удивительный! Именно это слово появляется в голове, когда встречаешь человека настолько не похожего по своей душевной организации и мировоззрению на тех, кто чаще всего окружает тебя. Познакомившись с биографией, фотоработами и интервью Йозефа Куделки, именно удивительным показалось все, что связанно с ним. Любящий жизнь и живущий своим делом, он четко видит все грани этого непростого мира, запечатлевая их в своих работах.
Сам способ его работы заслуживает большого уважения.
Фотограф предпочитает путешествовать один, при этом не особенно
беспокоясь, где ему придется ночевать, он не думает о месте, где ляжет,
пока не приходит момент раскатать спальный мешок. Это правило для себя
установил сам Куделка. «Я сказал себе, что должен
быть в состоянии спать где угодно, так как сон важен. Летом я часто сплю
на открытом воздухе. Я прекращаю работать, когда нет больше света, и
начинаю снова рано утром. Я не считаю это жертвой, жертвой было бы жить
иначе.» Для него не важно, понравятся ли кому-нибудь его работы или
принесут ли они деньги. Главное, что его фотографии существуют. Он
приучил себя работать так, как будто каждый день может быть последним.
Куделка не готовится к чему-то, он просто просыпается и смотрит, снимая
то, что кажется ему интересным. Фотограф мог работать почти без перерыва
и, когда в его сумке оставалось только три катушки пленки, — начать
паниковать. Если наступала необходимость экономить, мастер использовал
старую кинопленку или даже покупал ворованную, но он не мог прекратить
фотографировать. Ведь вокруг так много интересного и важного.
***
Родился Йозеф в 1938 г. в маленькой деревне Босковицы, с
населением около 10 000 жителей, располагающейся на территории Моравии.
Как и многие великие фотохудожники, интересоваться фотографией Куделка
начал рано. Еще в подростковом возрасте он начал фотографировать свою
семь и ближайшее окружение бакелитовой камерой 6х6. Не смотря на то, что
фотография была главным увлечением юного Йозефа, будущий знаменитый
фотограф решил поступить в пражский Технический университет, где в 1961
г. получил степень. В период с 1961 по 1967 года Куделка работает
авиаинженером в Праге и Братиславе, а в свободное время фотографирует
постановки, проходящие на сцене театра «За воротами», но главной
страстью стали цыгане Словакии. 27 июня 1967 года проходит его первая
выставка, в основу которой легли именно эти работы. Сама экспозиция
располагалась в просторном интерьере доминиканского монастыря в Кракове.
В этом же году Йозеф окончательно принимает решение бросить карьеру
инженера и посвятить себя фотографии.
Как уже выше сказано, известность Йозефу Куделке
принесли «Цыгане». Сначала он снимал их быт в Чехословакии, а позднее в
1968 году продолжил свой проект в Румынии и других странах Европы.
Почти десять лет он был поглощен жизнью этого народа.
"В начале была музыка, простая и темная, я и сам
немного играл цыганскую музыку… я начал фотографировать их и уже не смог
остановиться".
Данная тема интересовала многих великих мастеров. Цыган снимали Анри Картье-Брессон, Андре Кертеш, Роберт Франк и др. Они были любимой кинематографической темой Эмира Кустурицы, которому принадлежит известная фраза: "Цыгане - совершенно особые люди. Для цыган существуют только деньги, любовь, семья. И все. Ничего лишнего".
Но лишь Куделке удалось с удивительной точность воссоздать целостный
портрет этого свободолюбивого народа. Фотохудожник фанатично
запечатлевал все, чем живут эти люди: от одежды до мелких деталей
обихода. Герои его снимков расположены в центре кадра, тем самым
создается целый ряд образов, составляющих общую картину жизни цыган, с
их уникальной историей и особенностью взглядов.
"Если фотография хорошая - она рассказывает множество историй." Й. Куделка.
Так, одна из фотографий, сделанных в 1963 году рассказывает историю
человека, которого только что признали виновным в убийстве и ведут на
место казни. Фигура обвиненного располагается в центре кадра под
небольшим наклоном, как бы давая понять, что в скором времени его тело
безжизненно упадет на землю. Примечательно, что местность, запечатленная
на фотографии вся изъезжена грузовыми машинами, по колее которых, как
по выложенной дороге к собственной смерти идет человек.
Работы, сделанные Йозефом Куделкой по признанию самого
автора не носят философский аспект. Он не обличает общественных проблем,
фотограф выступает рассказчиком того, что ему довелось увидеть и
запечатлеть.
«Я делаю фотографии своей собственной жизни, такие
как в начале маленькой книги в мягкой обложке: из своих ног, своих
часов. Когда я устал, то ложусь, и если испытываю желание
фотографировать, и нет никого вокруг меня, я фотографирую свои ноги... Я
фотографирую места, где я сплю, интерьеры, где я провожу какое-то
время. Это такое мое правило — такие вещи имеют свойство забываться.
Возможно, однажды я сделаю книгу только из этих фотографий.»
Его интересуют пределы, пределы самих людей и ситуаций,
очевидцем которых он стал. Он многократно возвращается на одни и те же
места, фотографирует тех же людей, те же ситуации, чтобы узнать их
пределы, а так же свои собственные. И для мастера не важно, сделал ли он
фотографию с первого раза или с десятого.
В 1975 году в свет выходит его первая книга «Цыгане», в
которую вошли отобранные фотографии за почти десятилетие работы над
этой темой. Вернувшись в Чехословакию, через два дня, Куделка стал свидетелем
окончания «Пражской весны». В ночь на 21 августа 1968 года он снимал,
как танки государств — членов Варшавского договора появлялись на улицах
Праги. В это время на месте развивающихся событий присутствовал член
знаменитого фотоагенства «Магнум» Ян Берри. Именно он назвал Йозефа
«абсолютным маньяком», который, не зная страха, взбирался на русские
танки и снимал все, что происходило вокруг. Позже, Куделка вспоминал,
как в тот момент он настолько был захвачен происходящим, что совсем не
думал об опасности, не чувствовал страха, хотя сам себя не может назвать
бесстрашным.
Его работы, сделанные в это страшное время, были тайно
вывезены из страны благодаря агентству «Магнум» и напечатаны без
указания имени автора, чтобы уберечь фотографа и его семью от
преследования властей. В воскресном Times Magazine впервые были
опубликованы снимки Йозефа, под инициалами P.P. ( Prague Photographer), а
чуть позже их распространили по всему миру. В 1969 г. за уникальность
фоторабот, сделанных в то время, Йозеф Куделка, оставаясь неизвестным,
был удостоен золотой медали Роберта Капы,
за фотографии требующих большого мужества. Через год ему удалось по
рабочей трехмесячной визе перебраться в Англию, где он получил
политическое убежище. Только спустя 16 лет фотограф открыто признал
авторство фоторабот вторжения. Именно эти снимки принесли ему мировую
известность. Через сорок лет вышла книга, в которой были опубликованы
250 снимков, а так же газетные хроники, пропагандистские тексты и
описания историков того времени, которые отобрал сам автор.
Последовав рекомендациям Эллиота Эрвита
в 1971 г. Куделка вступает в фотоагентство «Магнум», где тесно общается
и работает с Анри Картье-Бресоном, который впоследствии становится его
хорошим другом. Отказываясь от коммерческих проектов, Йозеф продолжал
путешествовать по всей Европе и фотографировать цыган, а так же быстро
меняющийся мир. Из-за своего уникального способа работы, за ним
укрепляется репутация одиночки. Можно сказать, что он сам становится
«цыганом», так как в родной стране считался persona non grata. В течении
многих лет фотограф отказывался от официальных заказов, занимаясь
собственными проектами за счет премий и грантов, которые ему выделяли
организации Франции, Великобритании и Соединенных Штатов Америки.
Скудность в средствах он никогда не считал проблемой. Находясь в
постоянных разъездах, мастер мог ночевать под открытым небом, если это
позволяла погода и питаться только молоком, хлебом и картошкой, что в
последствии стало его «легендой», с которой связана очень забавна
история из жизни мастера. Как рассказывал в одном интервью Йозеф Куделка Франку Хорварду: «Когда
я уехал из Чехословакии, то имел обыкновение жить на молоке, хлебе и
картошке. Почему-то этот факт стал неотъемлемой частью моей известности.
Так однажды в доме одних моих друзей в Голландии, которых я навещал,
они ставят передо мной тарелку картошки, в то время как сами они
угощаются аппетитным мясным блюдом. Знаешь, я не хочу быть рабом своей
легенды!»
В 80-х годах Куделка переезжает во Францию и получает
там гражданство. С 1986 года он начинает работать с панорамной камерой.
Благодаря ей Куделка открывает новую страницу своего творчества.
Фотохудожник с упоением фотографирует пейзажи окружающего мира,
рассказывая о бесконечной красоте природы и вмешательстве в ее владения
человека.
Безусловно, долгие годы проведенные в чужих странах без возможности
вернуться в родную, не прошли для него бесследно. Как бы Куделка не
любил путешествовать, он тосковал по своей родине. Вся грусть и
безысходность нашли отражение в его творчестве. В 1988 году вышла книга
«Изгнанники», в которой были собраны многочисленные образы,
рассказывающие о поиске своего места, самого себе. Образы наполненные
ностальгией, созерцанием и отчуждением. На фотографиях запечатлены такие
же «изгнанники», как и он сам. В сборник вошли фотографии, сделанные в
разных странах мира: Германии — «мальчик, обернутый с ног до головы
туалетной бумагой на карнавале» (1979), Ирландия — «ворона, подвешенная
за лапы» (1978), Франции — «черный пес, бегущий по снегу» (1987),
Румынии — «мужчина, разговаривающий с лошадью» (1968) и многих других.
Вернуться в Чехословакию ему удается только в 1990 году.
Следующая книга Куделки, выпущенная в 1994 году под
названием «Черный треугольник», была посвященная уничтожению человеком
окружающей среды. В нее вошли панорамные снимки, которые были сделана в
Рудных горах, расположенных в северо-западной части Чешской Республики.
Разрушенные области, открытые угольные шахты, эллектростанции,
выбрасывающие в атмосферу соединения серы, все это объединяется в зону
экологической катастрофы и смерти горных лесов. На основе этих снимков
была создана выставка под одноименным названием, в которую вошли 35
черно-белых фотографии.
В этом же году, Йозеф получает пердложение от которого не смог
отказаться. По приглашению режисера Эрика Хеуманна, фотограф следит за
съемкой фильма «Взгляд Уилисса» Тео Ангелопулоса. Он вместе со съемочной
группой путешествует по таким странам Европы, как Греция, Албания,
Румыния и бывшая Югославия. Он не бросает свою работу над пейзажными
фотографиями. Его интересует все, что когда-либо было создано и в
последствии разрушено человеком: заброшенные станции Парижа, обломки
Берлинской стены, результаты бомбандировак в Югославии, пейзажи
индустриальных центров Англии или колонны старых Афин. Главным героем
его фотографий становится хаос, который создает сам человек, не только
вокруг себя, но и внутри. Снимки этого времени входят в книгу, изданную в
1999 году, которая так и была названа - «Хаос».
Совсем недавно в Риме во время известного фестиваля
FotoGrafia, прошла презентация его нового проекта «Театр времени». В нем
он представил фотографии в которых соединились руины древней античности
и современность с ее темпом и динамикой. Мастер не изменил себе и
представил всем Рим взглядом туриста, который из общей картины выделяет
небольшой кусок, наиболее заинтересовавший его. Так, например, вместо
памятников и храмов располагающихся в Форуме, он выделил лишь часть
мостовой со спящими на солнце кошками, а Каракалы запомнились ему не
легендарнимы термами, а фрагментом выложенной на полу мозайки.
Работы Йозефа Куделки были неоднократно отмечины
значительными наградами и премиями, такими как Prix Nadar (1978),
Гран-при Национальной de-la-Photographie в (1989), Гранд Карье-Брессона
(1991) и Премия «Хассельблад» — международная премия в области
фотографии (1992). Его фотоработы были показаны в Музее современного
искусства и Международном центре фотографии в Нью-Йорке, в Лондонском
Hayward Gallery, городском музее современного искуства в Амстердаме и
Palais de Tokyo в Париже.
Не смотря на всемирную известность и признание его
заслуг, сам Куделка не уверен, что он действительно хороший фотограф.
Ему самому нравятся далеко не все его работы и у него есть свой способ
определить удачный снимок или нет. Этот способ он открыл для себя, когда
еще снимал цыган в Чехословакии: он вешал фотографии на стены, чтобы
постоянно видеть. «Если вы постоянно живете с вещью, смотрите на
нее, вы либо устаете от нее, или возникает уверенность, что она
удовлетворяет вас. Для мня хорошая фотография та, с которой я могу жить.
Это похоже на проживание с хорошей музыкой или хорошим человеком.»
По сей день, Куделка продолжает путешествовать,
позновать свой максимум и пределы. А когда-то он говорил, что в сорок
лет фотограф закончен. До сих пор мастер сам себе доказывает обратное.
Сейчас Йозеф проживает между Парижем и Прагой. Занимается издательскими
проектами и готовит фотоальбом, в который войдут пейзажные снимки. Он
отец двух дочерей и сына, которые родились в разных странах: Франции,
Англии и Италии. Побывав во множесте стран, будучи свидетелем великих
событий, Куделка не перестает радоваться жизни и тому, чем занимается.
"Однажды я встретил отличного парня, югославского цыгана. Мы
подружились. Как-то раз он спросил меня: "Йозеф, ты путешествуешь
столько лет не останавливаясь, ты видел стольких людей, столько стран,
посмотрел все уголки природы. Скажи мне, где лучше всего? Где бы ты
хотел остановиться?..". Я ничего не ответил тогда. Когда я встретился с
ним в следующий раз, он повторил свой вопрос. Я снова не хотел отвечать,
но мой друг настаивал. Наконец он сказал: "Ты не хочешь говорить
потому, что еще не отыскал такого места!". "Мой друг", - ответил я, -
"ты совсем не прав, я безнадежно стараюсь НЕ найти такого места". Йозеф Куделка
|