Бранкузи (Брынкуши) (Brancusi) Константин (1876-1957),
румынский скульптор-абстракционист. В 1902 переехал из Румынии в
Мюнхен, затем, в 1904 — в Париж. Создавал по несколько вариантов одного
сюжета, объединяя их в группы («Поцелуй», 1910-21; «Рыба», 1924-30). На
творчестве Бранкузи отразился интерес к примитивной скульптуре
африканских народов.
Бранкузи (Брынкуши) (Brancusi) Константин (19 февраля 1876, Хобица, Румыния — 16 марта 1957, Париж), румынский скульптор.
Пешком в Париж
Родился в румынской деревеньке у подножия Карпат в многодетной семье. В
12 лет ушел из дома, работал разносчиком, официантом, отдавая свободное
время занятиям искусством и ремеслами (сам смастерил скрипку). Окончил
школу искусств и ремесел в г. Крайова, а затем изучал скульптуру в
Государственном институте изящных искусств в Бухаресте. В 1904 пешком
добрался до Парижа, где жил на случайные заработки и продолжал
профессиональное образование: посещал занятия в Государственном
институте искусств, участвовал в выставках молодых художников, в
течение двух месяцев работал в мастерской великого Огюста Родена
(1907). На ранней стадии творчества создавал реалистические портреты
(камень, гипс), однако вскоре увлекся стилем модерн, декоративизмом
формы, передачей светотеневой вибрации.
Вперед к архаике
В 1907 в искусстве Бранкузи произошел перелом: от техники ваяния по
моделям он перешел к непосредственной работе в материале (камень и
дерево), а от реалистического портретирования — к отвлеченным темам и
геометризированным формам. Скульптура «Мольба» (1907), где лапидарность
силуэта сочетается с конструктивностью композиции, — дань Родену и
одновременно отказ от его наставлений. Скульптура «Поцелуй» (1907)
явилась, по признанию Бранкузи, его «путем в Дамаск»: став своеобразным
логотипом творчества мастера, она обозначила разрыв как с академической
традицией, так и с искусством рубежа веков: целующаяся пара в виде
малорасчлененного блока известняка с прорисью на нем волос и глаз
заложила основы авангардного языка в европейской скульптуре. Интерес к
геометрически упрощенной, восходящей к архаике форме и емкая
образность, проявившиеся в этом произведении, стали характерными
чертами искусства Бранкузи.
Гармония формы и мотива
С конца 1910-х годов время для скульптора словно застыло. Он
восприимчив к художественным веяниям 1910-х годов — расчленению
композиции, интересу к неолиту и африканской скульптуре, к народному
примитиву. Вместе с тем, не отдаляясь от современников и участвуя в
бурной парижской жизни (на выставке Салона Независимых в 1920 в Париже
изображенная в виде фаллоса «Принцесса Х» вызвала общественный
скандал), Бранкузи выработал самобытный язык, внепрограммный и
внестилевой, хранящий дух древнего мастерства, и совершил прорыв в
понимании скульптуры. Отвлеченный облик его произведений основан как на
органике природы (округлые формы, лапидарный силуэт), так и на
принципах классической тектоники (золотое сечение). Мифопоэтическая
насыщенность образа вырастает из логики формы и опирается на глубинную
суть материала.
На протяжении всего творческого пути Бранкузи работал над несколькими
циклами и создавал реплики одной и той же композиции в разных
материалах (дерево, мрамор, бронза), меняя лишь детали, масштаб и
постаменты. Среди излюбленных тем Бранкузи — абстрактные женские
портреты («Мадемуазель Погани», «Спящая Муза»), эротика («Поцелуй»,
«Принцесса Х»), персонажи сказок и античной мифологии («Леда»,
«Прометей», «Жар-птица», «Ведьма»), библейские сюжеты («Адам и Ева»),
животный мир («Птица», «Рыба», «Тюлень», «Черепаха», «Петух»). Один из
шедевров мастера — «Бесконечная колонна» — выявляет его приверженность
утопическому идеализму авангарда.
Всю жизнь проживший в Париже, Бранкузи всегда оставался верен
естественной красоте народного румынского промысла — резьбе по дереву,
отношению к скульптуре как вещи, одухотворяя ее утилитаризм. На своей
родине в Румынии мастер воздвиг ансамбль в г. Тыргу-Жиу (1937), в
монументальной форме обобщивший весь его творческий путь.
Творчество Бранкузи вошло в сокровищницу художественного опыта 20 века.
Затворник по натуре, скульптор не имел учеников или прямых
последователей, однако его самобытность и смелые искания во многом
определили облик современной скульптуры. Произведения мастера хранятся
во всех ведущих музеях мира, особенно много их в Париже и в США.
|