Константи́н Андре́евич Тон (нем. Konstantin Andrejewitsch Thon; 26
октября (6 ноября) 1794 — 25 января (6 февраля) 1881) — русский
архитектор. Константин Тон — автор многочисленных архитектурных
проектов во многих городах России, придворный архитектор Николая I,
ректор Императорской Академии художеств. Особенно он известен своими
работами в Санкт-Петербурге и в Московском Кремле, и своим главным
детищем — храмом Христа Спасителя в Москве. Брат архитектора Андрея
Тона.
Биография:
Образование
Константин Тон родился в Санкт-Петербурге в семье обрусевшего немецкого
ювелира, был одним из трёх братьев. Учился в Петришуле с 1801 по 1804
год.
В 1804 году Константин был принят в воспитанники Императорской академии
художеств и с 1808 года специально изучал в ней архитектуру под
руководством главного наставника А. Н. Воронихина. В 1815 году окончил
академический курс со званием художника 1-й степени и малой золотой
медалью, присуждённой ему за проект здания сената, и был оставлен при
академии, чтобы впоследствии быть посланным в чужие края.
Первые проекты
В 1817 году произошла перемена начальства академии, и Тон, оставив
академию, определился на службу при новоучреждённом комитете для
приведения строительных и гидравлических работ в Санкт-Петербурге.
Кроме того, тогда же, он разработал проект увеселительного заведения
(«Немецкого Трактира») на Крестовском острове.
Начало 1818 года обрадовало молодых художников вестью о восстановлении,
чуть было не отменённой, посылки лучших из них в заграничное
путешествие. Чтобы приобрести на него право, Тон составил по заданной
академией программе проект ярмарки, за который он (вместе с живописцем
П. Басиным) был послан на 6 лет в Италию.
Европейская стажировка
В Риме он занялся изучением памятников античного зодчества и сравнением
первохристианских храмов с церквями новейших времён. Потом он сделал
продолжительную экскурсию на юг Италии и в Сицилию, а по возвращении в
Рим сочинил проект церкви в форме древней базилики, но приспособленной
к православному богослужению, причём дал ей снаружи вид греческих
храмов. Вслед за этим проектом, Тон скомпоновал, по задаче Римской
академии, проект госпиталя.
В 1822 году Тон посетил Флоренцию, где представил свои работы местной
академии и благодаря им был принят в её члены. Побывав потом в Генуе,
Равенне, Болонье, Милане и Павии, он явился в Женеву, где составил
проект загородного дома для бывшего придворного ювелира Дюваля, а затем
отправился через Дижон в Париж и занялся там рисованием начисто своих
неаполитанских и сицилийских этюдов.
Вернувшись в Рим, Тон сосредоточил свои труды на реставрации памятников
античного зодчества. Среди них проекты возобновления храма Фортуны в
Пренесте и, особенно, дворца Цезарей в Риме на Палатинском холме,
доставили Тону репутацию учёного художника. Последний проект обратил на
него внимание императора Николая I, по повелению которого Тон, в 1828
году, был причислен к Кабинету Его Величества, с содержанием по 3 000
руб. в год.
Возвращение в Петербург
В том же году Тон вернулся в Санкт-Петербург, где он получил поручение
обратить бывший конференц-зал Академии художеств в галерею для
размещения гипсовых слепков, устроить новый конференц-зал и вообще
переделать некоторые части здания. Вслед за тем Тон получив звание
академика и должность профессора 2-й степени по части архитектуры (в
1830 году). В том же году, прихожане церкви святой Екатерины, за
Калинкиным мостом в Санкт-Петербурге, ввиду ветхости своего храма,
задумали соорудить вместо него новый. В своём проекте, представленном
на конкурс, Тон придал храму форму, напоминающую московские пятиглавые
соборы. Проект очень понравился Государю, и Тону было повелено самому
произвести его постройку.
Начало строительства Храма Христа Спасителя (1829—1836)
Ещё раньше, в 1829 году, академии был передан на рассмотрение вопрос о
московском храме Христа Спасителя. Первоначально выбранная для него
местность на Воробьёвых горах была признана, по разным причинам,
неудобной, и сам проект, составленный А. Л. Витбергом, признан
неосуществимым; предстояло разработать новый проект для его постройки в
другом пункте Москвы. Эта задача была возложена на Тона с непременным
условием, чтобы новый величественный храм имел старинный русский стиль.
Императору очень понравился предложенный Тоном новый проект храма
Христа Спасителя, возведение которого заняло всю остальную жизнь
последнего.
Одновременно с проектом московского храма, Тон составил в том же вкусе
проект церкви новоявленного чудотворца Митрофана в Воронеже (1832) и,
продолжая строить церковь святой Екатерины и отделывать античные
галереи в академии, проектировал устройство гранитной набережной Невы
напротив академии, с пристанью, украшенной фигурами двух сфинксов,
купленных в Александрии при посредстве А. Н. Муравьёва.
Тогда же он разработал проект монастыря на 100 монахов, для получения
звания профессора 2-й степени, и по Высочайшей воле — конкурсный проект
иконостаса для Казанского собора, из серебра, отбитого донскими
казаками у французов в Отечественную войну.
Затем, при конкурсе на сооружение памятника Державину, в Казани,
композиция Тона найдена лучшею из трёх, выбранных для исполнения. В
1833 году определён членом в комитет о строениях и гидравлических
работах и получил от академии звание профессора. После этого он
участвовал в конкурсе на постройку здания Пулковской астрономической
обсерватории и создал проекты соборов святой Екатерины в Царском Селе
(Соборная площадь) и апостолов Петра и Павла в Петергофе, которые и
возводились под его руководством.
К началу 1836 года Тон, вместе с другими профессорами академии,
составил проект памятника Димитрию Донскому на Куликовом поле и
приступил к постройке, по своему проекту, церкви Введения Богородицы в
здании Семёновского полка, в котором наиболее полнее и ярче выразился
изобретённый Тоном тип храмов, долго считавшийся возрождением старинной
русской церковной архитектуры с приведением её форм в лучшую гармонию и
изящество. Одновременно с этим он составил проект церкви русского
посольства в Таврисе, оборонительной казармы и собора в Свеаборге, дома
дворянского собрания в Новгороде, главного фасада Лесного института в
Санкт-Петербурге и церкви в имении Синявина.
Около того же времени им изготовлены, по поручению правительства,
типовые проекты церквей на 1000, 500 и 200 человек, для того, чтобы
архитекторы во всей Империи обязательно придерживались их форм и стиля.
Начало строительства Кремлёвского Дворца (1837—1854)
В 1837 году, Николай I задумал соорудить новый великолепный дворец в
Московском Кремле, такой, чтобы в его пространстве заключалось «всё,
что в памяти народной тесно связано с представлением обиталища
Государя». Выполнение этой задачи было возложено на Тона, который и в
этом случае старался подделаться под стиль старинных русских построек.
В 1838 году он издал альбом своих чертежей большого формата (17
листов), в который вошли планы, фасады и разрезы храма Спасителя,
Тоновских церквей в Санкт-Петербурге, Саратове, Петергофе, Царском
Селе, Новгороде (евангелической), колокольни Симонова монастыря, равно
как и типовые проекты для городских каменных церквей. В 1844 году вышло
в свет дополнение к этому альбому, в котором помещены чертежи и
деревянных церквей. Здесь особенно любопытны проект церкви в Ельце и
рисунки иконостасов для Санкт-Петербургских церквей: Преображения на
Аптекарском острове и Благовещения в лейб-гвардейском конном полку.
Окончив в 1842 году постройку собора в Царском Селе и переделку Малого
театра в Москве, Тон изготовил, по Высочайшему повелению, типовые
чертежи для крестьянских домов в казённых селениях и, помимо других
трудов, сочинил проект иконостаса для церкви царевича Иоасафа, в
подмосковном селе Измайлово, где строил в это время инвалидный дом для
ветеранов войны 1812 года (ныне городок имени Баумана, пристроен к
измайловской Покровской церкви XVII в.).
В 1847 году он принялся за порученную ему постройку станции
Николаевской железной дороги в Петербурге и Москве, с таможней при
последней, а также начал приводить в исполнение свой проект сооружения
церкви святого Мирония, в лейб-гвардии егерском полку. С окончанием
большого Кремлёвского дворца, Государь возложил на своего любимого
архитектора воссоздании колокольни Ивана Великого в том виде, какой она
имела до 1812 года, устройство платформ для помещения орудий на
Тайницкой башне Кремля и казарм для батальона пехотного полка. В 1850
году построена Т. СПб. станция Царскосельской железной дороги и почти
одновременно с тем окончена отделка Оружейной палаты в Москве.
Между тем он продолжал заниматься и другими работами, порученными ему в
Кремле, и, не ограничиваясь ими, разработал проекты надгробного
памятника князю Пожарскому, в Суздале, и церкви в Тифлисе. В 1853—54
гг., по сооружении вчерне храма Спасителя, Тон составил проект его
внутреннего убранства, в Николаевском Кремлёвском дворце построил
главный вход и галерею, соединяющую это здание с Чудовым монастырём,
исправил главный купол собора в Нововоскресенском монастыре в (Новом
Иерусалиме), грозивший разрушением, окончил переустройство церкви
Двенадцати апостолов, Патриаршей ризницы и шатра над Палатой
мироварения, в Кремле, и изготовил проект церкви при Тивдийской
мраморной ломке, в Олонецкой губернии. Все эти работы шли, так сказать,
параллельно и, сверх того, приводилась к окончанию постройка
петербургской церкви святого Мирония.
Последние годы
Последние годы деятельности Тона, назначенного в 1854 году, после
смерти А. И. Мельникова, ректором академии, были не менее плодотворны;
им сделаны проекты постановки статуи Георгия Победоносца в зале имени
этого святого в большом Кремлёвском дворце, ворот с решёткой для
Николаевской богадельни в селе Измайлово, нескольких церквей в казённых
горных заводах Сибири и иконостасов, в том числе главного иконостаса
для храма Спасителя и, наконец, конструкция металлического шпиля
соборной колокольни Петропавловской крепости, в Санкт-Петербурге.
Последний проект привёл в исполнение инженер Д. И. Журавский.
Школа
Столь обширная производительность не отвлекала Тона от занятий по
должности профессора-преподавателя в архитектурном классе академии. В
течение 24-летнего исполнения им этой должности, под его руководством
образовалось свыше двухсот молодых зодчих, из которых многие, как
например К. Маевский, К. Рахау, Б. Иогансон, В. Кенель, Л. Шперер и М.
Макаров, впоследствии составили себе почётную известность.
Оценка на рубеже XIX—XX веков
Несмотря на то, что изобретённый им стиль не утвердился надолго в
русской архитектуре и отжил своё время лишь только не стало
покровительствовавшего ему императора Николая I, вырабатывая этот
стиль, Тон пытался не только вернуться к общим формам и деталям
старинных национально-русских построек, в особенности храмов, но и
придать им большую правильность, гармоничность и соответствие с
новейшими потребностями и художественными принципами. Для этого
требовалось, кроме врождённого дарования, проникнутость чисто русским
духом, горячая любовь к отечественной старине и близкое знакомство с её
памятниками. Немец по происхождению, развившийся под эклектической
ферулой санкт-петербургской академии и в чужих краях, Тон, при всей
своей талантливости, не был в состоянии удовлетворительно решить смело
взятую на себя задачу — восстановить в новом блеске наше древнее
зодчество, тем более, что систематическое изучение уцелевших его
произведений в то время едва лишь начиналось.
Тоновские постройки якобы в русском стиле, из которых многие весьма
замечательны в конструктивном отношении, вообще представляет собой
смесь неверно понятых и неуместно применённых форм и мотивов нашей
древней архитектуры с произвольными измышлениями соорудителя; они
грешат холодностью, сухостью, недостатком истинной красоты и истинного
величия.
При всём том, Тону принадлежит та заслуга, что он первый отвернулся от
слепого подражания западноевропейским образцам и указал русским
архитекторам на богатый источник вдохновения, кроющийся в памятниках их
родной старины.
В строительной практике середины и второй половины XIX в.
композиционные идеи К. А. Тона нашли широкое применение. Многие
культовые здания в провинции возводились по "образцовым" проектам
столичного мастера, иногда в той или иной степени измененным в
зависимости от конкретных обстоятельств. Но некоторые провинциальные
храмы проектировались самим Тоном или под его руководством как вполне
оригинальные сооружения, конечно тоже являвшиеся образцами
"русско-византийского стиля". Таковы, например, соборы в Яранске,
Томске, Красноярске или церковь в Любани близ Петербурга.