Карел Аппель (Karel Appel) (1921-2006), нидерландский художник,
представитель экспрессионизма, один из основоположников группы "КОБРА".
Родился в Амстердаме 25 апреля 1921 года в семье парикмахера. Работал у отца,
посещал Королевскую академию художеств в Амстердаме (1940-1943). С 1950 года жил
в Париже. Испытал большое влияние П. Пикассо,
а также Ж. Дюбюффе с его концепцией "ар брют".
В 1948 году вместе с соотечественниками Корнелем и Константом (оба они избрали
себе псевдонимы) основал группу "Рефлекс", которая в 1949 году вошла в состав
объединения "КОБРА" (Копенгаген - Брюссель - Амстердам), давшего имя новому
этапу экспрессионизма. Понимая художественное произведение как самоценный
агрессивно-живой организм, Аппель сочетал размашисто-импульсивную абстрактную
живопись и графику со знаковыми и фигуративными элементами ("Женщина и страус",
1957, Государственный музей, Амстердам). В 1957 году побывал в Нью-Йорке,
исполнив портреты известных музыкантов джаза (М. Дэвиса, Д. Гиллеспи и др.),
позднее поселился там, однако по-прежнему проводил немало времени во Франции,
где в 1966 году устроил мастерскую в замке под Осером (Бургундия). Исполнил
целый ряд монументальных работ (в частности, панно "Весенняя встреча" в здании
ЮНЕСКО в Париже, 1959).
Его картины, грубофактурные и пастозные по манере письма, порою превращались в
своего рода красочные рельефы - поэтому вполне естественно обращение мастера к
скульптуре (еще в 1949 году Аппель вырезал раскрашенный деревянный рельеф
"Вопрошающие дети" для амстердамской ратуши). Позднее часто работал в алюминии,
создавая динамичные комбинации ярко окрашенных контрастных форм, полных задорной
внутренней иронии (композиция "Арт-робот" в университете Дижона, 1977; и др.).
Интерес к творчеству Аппеля резко возрос в последние десятилетия 20 века в связи
с распространением весьма созвучного его творчеству стиля "новых диких".
Умер Аппель 3 мая 2006 года.
|