Карл Йозеф Штиллер
Karl Joseph Stieler
1 ноября 1781 Майнц – 1858 Мюнхен
Немецкий живописец- портретист эпохи неоклассицизма.
Родился в Майнце в семье гравёра, в детстве Штиллер получил
некоторое художественное образование от отца, Огюста Фридриха Штиллера
(1736-1789). В 1798 он учился у Кристофа Фезеля (1737-1805) в Вюрцбурге и в
1800 был учеником Генриха Фюгера в Вене, где его стиль настоятельно
вырабатывался под влиянием английской портретной живописи.
Начал карьеру, как живописец – миниатюрист.
После того, как он учился в Париже (1807-08) у Франсуа Жерара –
одного из учеников знаменитого Жака -Луи Давида, стало очевидным
влияние Неоклассицизма в его работах. Он посетил Италию в 1809, 1810 и 1812, чтобы сделать заказанные
ему портреты высшими слоями общества, среди которых принц Евгений
Богарне (1809; Мюнхен) и Король Неаполя Иоахим Мюрат (1808-15). В 1812 он переезжает в Мюнхен, где плодотворно работает и для
клиентов среднего класса, и для королевской семьи Баварии (например
портрет Максимилиана I Иосифа, 1816). В 1820 он был назначен придворным живописцем короля Баварии Людвига I (1825-48), и нарисовал несколько его портретов.
В 1823 Штиллер принимал участие в организации музея «Kunstverein» в Мюнхене.
Он был одним из самых знаменитых живописцев портрета Германии в
неоклассическом стиле, специализируясь в изображении женщин, как это
показано в 36 портретах, заказанных Людвигом I для галереи
Schönheits («Галерея Красоты») (1827-42; Мюнхен). Он рисовал членов королевских семей Австрии, Пруссии и Швеции,
благородных членов герцогств Сакс-Альтенбурга, Сакс-Кобурга и Гессена.
Его заказчики являлись одними из самых важных фигур в политической
и интеллектуальной жизни Германии в первой половине 19-ого столетия. Он рисовал портреты Франца и Антонио Брентано (оба 1808;
Винкель), Иоганна Вольфганга фон Гёте (1828; Мюнхен, Новая Пинакотека)
и Людвига Тика (1838; Берлин,), географа и ботаника Александра фон
Хумбольдта (1843; Потсдам) и музыканта Людвига Ван Бетховена (портрет
находится в музее Бетховена в Бонне). Одна из особенности портретов Штиллера - его чрезвычайное,
сосредоточенное внимание на изображаемом заказчике. Декоративные
дополнения не бросаются в глаза, и нет ничего, что отвлекает внимание
зрителя от самого портрета. Штиллер достигал этой концентрации через
преднамеренный легко-темный контраст, который прежде всего выдвигает на
первый план точно характеризованные лицевые особенности. После 1845 классические элементы его картин иногда объединялись с
экспериментами с цветом, типичными для плэнера. Он также рисовал
жанровые картины и религиозные сцены.
с- http://izoselfportrait.narod.ru
|