Вольфганг Амадей Моцарт (Mozart) (27.1.1756, Зальцбург, - 5.12.1791,
Вена), австрийский композитор. Среди величайших мастеров музыки Моцарт
выделяется ранним расцветом мощного и всестороннего дарования, необычностью
жизненной судьбы - от триумфов вундеркинда до тяжёлой борьбы за существование и
признание в зрелом возрасте, беспримерной смелостью художника, который предпочёл
необеспеченную жизнь независимого мастера унизительной службе у
деспота-вельможи, и, наконец, всеобъемлющим значением творчества, охватывающего
почти все жанры музыки.
Игре на музыкальных инструментах и сочинению Моцарта обучил его отец - скрипач и
композитор Леопольд Моцарт.
С 4-летнего возраста Моцарт играл на клавесине, с 5-6 лет
начал сочинять (в 8-9 лет Моцарт создал первые симфонии, а в 10-11 - первые
произведения для музыкального театра). В 1762 году начались гастроли Моцарта и
его сестры - пианистки Марии Анны в Германии, Австрии, затем во Франции, Англии,
Швейцарии. Моцарт выступал как пианист, скрипач, органист, певец. В 1769-1977
годах он служил концертмейстером, в 1779-1781 - органистом при дворе
зальцбургского князя-архиепископа. Между 1769 и 1774 годами совершил три поездки
в Италию; в 1770 году был избран членом Филармонической академии в Болонье (у
руководителя академии падре Мартини брал уроки композиции), получил в Риме от
папы орден Золотой шпоры. В Милане Моцарт дирижировал своей оперой "Митридат,
царь понтийский". К 19 годам композитор был автором 10 музыкально-сценических
сочинений: театральной оратории "Долг первой заповеди" (1-я часть, 1767,
Зальцбург), латинской комедии "Аполлон и Гиацинт" (1767, Зальцбургский
университет), немецкого зингшпиля "Бастьен и Бастьенна" (1768, Вена),
итальянских опер-буффа "Притворная простушка" (1769, Зальцбург) и "Мнимая
садовница" (1775, Мюнхен), итальянских опер-сериа "Митридат" и "Луций Сулла"
(1772, Милан), опер-серенад (пасторалей) "Асканий в Альбе" (1771, Милан),
"Сон Сципиона" (1772, Зальцбург) и "Царь-пастух" (1775, Зальцбург); 2-х кантат,
многих симфоний, концертов, квартетов, сонат и др. Попытки устроиться в
каком-либо значительном музыкальном центре Германии или Париже не увенчались
успехом. В Париже Моцарт написал музыку к пантомиме
Ж. Ж. Новера "Безделушки"
(1778). После постановки оперы "Идоменей, царь критский" в Мюнхене (1781) Моцарт
порвал с архиепископом и поселился в Вене, средства к существованию добывал
уроками и академиями (концертами). Вехой в развитии национального музыкального
театра явился зингшпиль Моцарта "Похищение из сераля" (1782, Вена). В 1786 году
состоялись премьеры небольшой музыкальной комедии Моцарта "Директор театра" и
оперы "Свадьба Фигаро" по комедии
Бомарше. После Вены "Свадьба Фигаро" была
поставлена в Праге, где встретила восторженный приём, как и следующая опера
Моцарта "Наказанный распутник, или Дон Жуан" (1787). С конца 1787 года Моцарт -
камерный музыкант при дворе императора Иосифа II с обязанностью сочинять танцы
для маскарадов. Как оперный композитор Моцарт не имел успеха в Вене; только один
раз удалось Моцарту написать музыку для венского императорского театра -
весёлую и изящную оперу "Все они таковы, или Школа влюблённых" (иначе -
"Так поступают все женщины", 1790). Опера "Милосердие Тита" на античный сюжет,
приуроченная к коронационным торжествам в Праге (1791), была принята холодно.
Последняя опера Моцарта - "Волшебная флейта" (венский пригородный театр, 1791)
нашла признание у демократической публики. Тяготы жизни, нужда, болезнь
приблизили трагический конец жизни композитора, он умер, не достигнув 36 лет, и
был похоронен в общей могиле.
Моцарт - представитель венской классической школы, его творчество - музыкальная
вершина 18 века, детище эпохи Просвещения. Рационалистические принципы
классицизма соединились в нём с влияниями эстетики сентиментализма, движения
"Буря и натиск". Взволнованность и страстность так же характерны для музыки
Моцарта, как и выдержка, воля, высокая организованность. В музыке Моцарта
сохранены изящество и нежность галантного стиля, но преодолена, особенно в
зрелых произведениях, манерность этого стиля. Творческая мысль Моцарта
сосредоточена на углублённом выражении душевного мира, на правдивом отображении
многообразия реальной действительности. С одинаковой силой в музыке Моцарта
переданы ощущение полноты жизни, радость бытия - и страдания человека,
испытывающего гнёт несправедливого социального строя и страстно стремящегося к
счастью, к радости. Скорбь нередко достигает трагизма, но преобладает ясный,
гармоничный, жизнеутверждающий строй.
Оперы Моцарта - синтез и обновление предшествовавших жанров и форм. Главенство в
опере Моцарт отдаёт музыке - вокальному началу, ансамблю голосов и симфонизму.
Вместе с тем он свободно и гибко подчиняет музыкальную композицию логике
драматического действия, индивидуальной и групповой характеристике персонажей.
По-своему развил Моцарт некоторые приёмы музыкальной драмы
К. В. Глюка (в частности, в "Идоменее"). На
основе комической и отчасти "серьёзной" итальянской оперы Моцарт создал
оперу-комедию "Свадьба Фигаро", в которой соединены лирика и веселье, живость
действия и полнота в обрисовке характеров; идея этой социальной оперы -
превосходство людей из народа над аристократией. Опера-драма ("весёлая драма")
"Дон Жуан" сочетает комедию и трагедию, фантастическую условность и бытовую
реальность; герой старинной легенды, севильский обольститель, воплощает в опере
жизненную энергию, молодость, свободу чувства, но своеволию личности
противостоят твёрдые принципы морали. Национальная опера-сказка
"Волшебная флейта" продолжает традиции австро-немецкого зингшпиля. Как и
"Похищение из сераля", она сочетает музыкальные формы с разговорным диалогом и
опирается на немецкий текст (большинство других опер Моцарта написано на
итальянском либретто). Но музыка её обогащена различными жанрами - от оперных
арий в стилях оперы-буффа и оперы-сериа до хорала и фуги, от простенькой песенки
до масонских музыкальных символов (сюжет навеян масонской литературой). В этом
произведении Моцарт прославил братство, любовь и нравственную стойкость.
Отталкиваясь от выработанных И. Гайдном
классических норм симфонической и
камерной музыки, Моцарт усовершенствовал структуру симфонии, квинтета, квартета,
сонаты, углубил и индивидуализировал их идейно-образное содержание, привнёс в
них драматическую напряжённость, обострил внутренние контрасты и усилил стилевое
единство сонатно-симфонического цикла (позднее Гайдн воспринял многое от
Моцарта). Существенный принцип моцартовского инструментализма - выразительная
кантабильность (певучесть). Среди симфоний Моцарта (около 50) наиболее
значительны три последние (1788) - жизнерадостная, сочетающая возвышенные и
бытовые образы симфония ми-бемоль мажор, патетическая, наполненная скорбью,
нежностью и мужеством симфония соль минор и величественная, эмоционально
многогранная симфония до мажор, которой позднее было присвоено название
"Юпитер". Среди струнных квинтетов (7) выделяются квинтеты до мажор и соль
минор (1787); среди струнных квартетов (23) - шесть, посвященных "отцу,
наставнику и другу" И. Гайдну (1782-1785), и три так называемых
Прусских квартета (1789-1790). Камерная музыка Моцарта включает ансамбли для
разных составов, в том числе с участием фортепианных и духовых инструментов.
Моцарт - создатель классической формы концерта для солирующего инструмента с
оркестром. Сохранив присущую этому жанру широкую доступность, концерты Моцарат
приобрели симфонический размах и разнообразие индивидуального выражения. В
концертах для фортепиано с оркестром (21) отразились блестящее мастерство и
вдохновенная, певучая манера исполнения самого композитора, равно как и его
высокое искусство импровизации. Моцарт написал по одному концерту для 2-х и для
3-х фортепиано с оркестром, 5 (6?) концертов для скрипки с оркестром и ряд
концертов для различных духовых инструментов, включая Концертную симфонию с 4-мя
солирующими духовыми инструментами (1788). Для своих выступлений, а частично для
учениц и знакомых Моцарт сочинял фортепианные сонаты (19), рондо, фантазии,
вариации, произведения для фортепиано в 4 руки и для 2-х фортепиано, сонаты для
фортепиано и скрипки.
Большую эстетическую ценность имеет бытовая (развлекательная)
оркестрово-ансамблевая музыка Моцарта - дивертисменты, серенады, кассации,
ноктюрны, а также марши и танцы. Особую группу составляют его масонские
композиции для оркестра ("Масонская траурная музыка", 1785) и хора с оркестром
(в том числе "Маленькая масонская кантата", 1791), родственные по духу
"Волшебной флейте". Церковные хоровые сочинения и церковные сонаты с органом
Моцарт писал главным образом в Зальцбурге. К венскому периоду относятся два
незаконченных крупных произведения - месса до минор (написанные части
использованы в кантате "Кающийся Давид", 1785) и знаменитый Реквием, одно из
глубочайших созданий Моцарат (заказан анонимно в 1791 году графом
Ф. Вальзегг-Штуппахом; завершен учеником Моцарта - композитором
Ф. К. Зюсмайром).
Моцарт был в числе первых, кто создал в Австрии классические образцы камерной
песни. Сохранилось много арий и вокальных ансамблей с оркестром (почти все на
итальянском языке), шуточных вокальных канонов, 30 песен для голоса с
фортепиано, в том числе "Фиалка" на слова
И. В. Гёте (1785).
Подлинная слава пришла к Моцарту после его смерти. Имя Моцарт стало символом
высшей музыкальной одарённости, творческой гениальности, единства красоты и
жизненной правды. Непреходящую ценность моцартовских творений и огромную роль их
в духовной жизни человечества подчёркивают высказывания музыкантов, писателей,
философов, учёных начиная с И. Гайдна,
Л. Бетховена, И. В. Гёте,
Э. Т. А. Гофмана и кончая
А. Эйнштейном,
Г. В. Чичериным и современными мастерами культуры. "Какая глубина! Какая
смелость и какая стройность!" - эта меткая и ёмкая характеристика принадлежит
А. С. ПушкинуЧайковский в ряде своих музыкальных
сочинений, в том числе в оркестровой сюите "Моцартиана". Во многих странах
существуют моцартовские общества. На родине Моцарта, в Зальцбурге, создана сеть
моцартовских мемориальных, просветительных, исследовательских и учебных
заведений во главе с Международным учреждением "Моцартеум" (основан в 1880
году).
("Моцарт и Сальери").
Преклонение перед "светозарным гением" выразил
П. И.
|