Марсе́ль Дюша́н (фр. Marcel Duchamp, 28 июля 1887, Бленвиль-сюр-Кревон — 2 октября 1968, Нейи-сюр-Сен) — французский и американский художник, теоретик искусства, стоявший у истоков дадаизма и сюрреализма.
Творческое наследие относительно невелико, однако благодаря
оригинальности своих идей Дюшан считается одной из самых влиятельных
фигур в искусстве XX века. Его творчество оказало влияние на
формирование таких направлений в искусстве второй половины XX века, как Поп-арт, Минимализм, Концептуальное искусство, и др.
Детство
Марсель Дюшан родился 27 июля 1887 году в небольшом поселке
Бланвиль-Кревон, располагающегося в 20 км от Руана. Отец его был
нотариусом.
В семье было семеро детей, один из которых умер в детском возрасте.
Из детей четверо стали знаменитыми художниками. У Марселя было два
старших брата: Жак Вийон (Гастон Дюшан, 1875—1963) и Раймонд Дюшан-Вийон
(1876—1916), которые стали знаменитыми художниками. Ближе всего он был к
своей сестре-погодке Сюзанне (1989—1963), ставшей художницей. Самыми
младшими были две сестры.
Любовью и интересом к искусству в семье были обязаны дедушке по
материнской линии — Эмилю Николя, бывшему художником и гравером. Весь
дом был наполенен его работами. Отец семейства дал детем свободу в
вопросе выбора профессиии, не настаивая на продолжении своего дела.
Дюшан, как и его старшие братья, учился в лицее в Руане с 10 до 17
лет. Он не был выдающимся учеником, но он хорошо успевал по математике,
несколько раз выиграв математические школьные конкурсы. В 1903 год он
также выиграл конкурс художественных работ.
В возрасте 14 лет он начинает серьезно увлекаться рисованием. От
этого времени сохранились его портреты сестры Сюзанны. Страясь подражать
своем старшему брату Жаку Вионну, он создает несколько пейзажей в
импрессионистческом духе. Ранние годы
Родился в семье провинциального нотариуса, интересом к искусству, как и его старшие братья (живописец Жак Вийон
и скульптор Ремон Дюшан-Вийон) и младшая сестра, художница Сюзанна
Дюшан-Кротти обязан деду по материнской линии, художнику-любителю Эмилю
Николю. Первые живописные работы Дюшана (пейзажи окрестностей в духе импрессионизма, рисунки) относятся к 1902. В 1904 он приехал в Париж, поселился на Монмартре, пытался учиться в Академии Жюлиана, бросил занятия. Живопись Дюшана в этот период несамостоятельна, близка то к Сезанну, то к фовизму Матисса. В 1909 его работы попадают на Осенний Салон, на них откликается в своем обзоре Гийом Аполлинер. Кубизм
Через своих братьев Жака Вийона и Ремона Дюшана-Виййона Марсель Дюшан знакомится с кубизмом. Он присоединяется к группе Пюто, в которой участвовали такие художники как Глёз, Метценже. Творчество и признание
Затем, в 1910—1920-х гг., Дюшан переходит к радикальному авангардистскому поиску («Обнаженная, спускающаяся по лестнице», 1912; «Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах», 1915 - 1923), который сближает его с дадаизмом и сюрреализмом.
При этом он демонстративно сторонится роли художника, профессионала, да
и собственно живописью в традиционном смысле слова занимается все реже,
практикуя шокирующий публику метод «готовых вещей» (ready-made), которые делает художественным объектом лишь воля и подпись автора, контекст выставки или музея («Велосипедное колесо», 1913; «Источник», 1917). Таким объектом могут стать и пародируемые в качестве образцов «высокого искусства» произведения старых мастеров — например, «Джоконда» Леонардо да Винчи1919),
Продукция Дюшана этих лет, крайне немногочисленная и всегда носящая
провокативно-игровой характер вплоть до изобретения мнимых авторов
(самая известная из этих альтер-эго —
так называемая Роза Селяви), постоянно сопровождается подробными до
абсурда аналитическими заметками автора. В 20-е годы Марсель Дюшан
активно участвует в коллективных акциях группы «дада»
и сюрреалистов, публикуется в журналах и альманахах дадаистов и
участвует в съёмках нескольких кинофильмов. Наибольшую известность из
них приобрёл фильм Рене Клера «Антракт» (1924) на музыку его друга, авангардного композитора Эрика Сати,
ставший классикой жанра и популярный до сих пор. Впоследствии Дюшан
практически отошел от творчества, предаваясь околонаучным изысканиям и
любимой игре в шахматы,
но в течение нескольких десятилетий оставаясь влиятельнейшей фигурой
американской художественной сцены и международного авангарда, объектом
самых разноречивых искусствоведческих интерпретаций. После 1942 жил по большей части в США, в 1955 принял американское («L.H.O.O.Q.», гражданство.
Дюшан несколько раз снимался в кино — в том числе, в сюрреалистическом фильме Рене Клера «Антракт» (1924), сам снял вместе c Маном Рэем экспериментальный фильм «Анемик Синема» (1926, подробнее см.: [1]), ему посвящен короткометражный игровой фильм Паоло Марину-Бланко (2002, см.: [2]). В 2000 во Франции учреждена премия Марселя Дюшана молодым художникам.
ист-http://ru.wikipedia.org/
|