Современный английский архитектор, один из лидеров стиля хай-тек. Один из немногих архитекторов, чьи здания дважды удостаивались Премии Стерлинга.В своих проектах он использует открытые эстетизированные пространственные конструкции, большие плоскости из стекла и металла, многофункциональность свободных пространств и изысканную деталировку.
Биография (по материалам www.sak.ru , энциклопедии "Кругосвет" )
Фостер родился 1 июня 1935 в Манчестере, в семье рабочего. В 1953–1955 служил летчиком в Королевских военно-воздушных войсках. Учился на архитектурном отделении Манчестерского университета и в архитектурной школе Йельского университета в США (1962). В содружестве с Ричардом Роджерсом (р.1933) образовал «Группу 4» («Team 4») (1963–1967) в Англии. В результате их совместной работы над зданием фабрики электронного оборудования компании «Релайс Контролс» (1966) родился «хай-тек», новое направление в архитектуре. В 1967 в Лондоне Фостер основал собственное агентство «Foster Assosiates». Именно с этого времени начался его творческий союз с Ричардом Фуллером. Норман Фостер и изобретатель большепролетного «геодезического купола» совместно построили подземный театр Самюэля Беккета в Оксфорде (1971), «Климатрофис» (1971) и т.д.. Фостер - лауреат многих высших архитектурных премий. Его мощная пространственная конструкция из стекла и металла Центра изобразительных искусств (Сайнсбери-сентр) в Норвиче (1977) была отмечена наградами Королевского института британских архитекторов (1978) и Американского института архитекторов (1979). Еще одной премии Королевского института архитекторов удостоились проекты мэтра архитектуры: аэропорт Стендстед в Эссексе (1991) и пристройка к зданию Королевской академии искусств в Лондоне (1992). Кроме того Норман Фостер - обладатель королевской золотой медали за вклад в архитектуру (1983), золотой медали Французской академии архитектуры (1991), золотой медали AIA - Американского института архитектуры (1994), а также титула лауреата Притцкеровской премии (1999), награды Архитектурной ассоциации Premium Imperiale (2002) и т.д. В 1999-м Фостер стал пожизненным пэром с титулом "Лорд Фостер с берега Темзы". Фостер увлечен идеей экологичности и очень внимателен к новациям в области энергосбережения. Свои идеи архитектор стремится воплотить с максимальным использованием естественного света и воздуха, привлекая для этой цели самые смелые инженерные решения. Спроектированные им здания сами регулируют потоки воздуха и света, активно экономя энергию. На 180 м над Гонконгом (ныне Сянган) возвышается супертехнологичное 43-этажное здание Шанхайского банка, построенное Фостером в 1986 году. Система заркал, управляемая компьютером, направляет солнечный свет вдоль вертикальной оси с верхних этажей здания банка на нижние. Его любимые материалы - сталь и стекло. Здания из них органично вписываются в окружающую природу. Верхом экологичности стал созданный Фостером во второй половине 90-х годов 259-метровый небоскреб из стекла и стали. В нем даже внутренние помещения наполнены светом. А обилие зимних садов на этажах создает дополнительный комфорт для обитетелей небоскреба. Норман Фостер – архитектор, построивший Millennium Bridge в Лондоне и крупнейший аэропорт мира в Пекине, обновленный Рейхстаг в Берлине и Коммерцбанк во Франкфурте-на-Майне - самый высокий небоскреб в Европе, стадион Wembley в Лондоне и знаменитую башню для корпорации Hearst в Нью-Йорке. Одна из самых оригинальных построек Лондона - небоскреб-"огурец" Swiss Re Нормана Фостера. Там же архитектор построил новое здание мэрии Большого Лондона для Кена Ливингстона, в котором применил конструкцию со стеклянным куполом, подобную купольной конструкции Рейхстага в Берлине. Кроме того Фостер разработал и воплотил в жизнь Индустриальный театр с большим залом на 5000 мест в Глазго (Шотландия). Последние проекты Фостера: самая дорогая и быстроходная яхтя в мире, самое высокое здание в мире Millenium Tower, самый уникальный дом религий в мире - "Дворец Мира" в Астане (Казахстан). В апреле 2006 стало известно имя архитектора, который будет строить здание для британского Верховного суда. Им также стал Норман Фостер. Справедливости ради надо сказать, что не всех восхищают архитектурные творения выдающегося зодчего современности. Смелое вторжение Фостера в исторические застройки мировых столиц не находит понимания у консервативной части граждан. Последние не без основания опасаются разрушения веками складывавшегося облика старинных городов.
|