Один из виднейших латиноамериканских архитекторов XX века. Один из основателей современной школы бразильской архитектуры. Соединив принципы архитектуры Ле Корбюзье и культурную реальность Бразилии, буйную чувственность тропиков и своего родного города – Рио-де-Жанейро, Оскар Нимейер создал оригинальный архитектурный стиль, основанный на пластической свободе и пышности формы, полностью используя потенциал железобетона как основного строительного материала. Убежденный коммунист, член Бразильской коммунистической партии. Член Президиума Всемирного Совета Мира, лауреат Международной Ленинской премии «3а укрепление мира между народами».
Биография (по материалам www.muar.ru , энциклопедии "Кругосвет", Википедии)
Оскар Нимейер родился 15 декабря 1907 в Рио-де-Жанейро. С 1930 по 1934 изучал архитектуру в Национальной школе изящных искусств (ныне Национальный архитектурный институт). В 1936 под руководством Лючио Коста и Ле Корбюзье Нимейер вместе с группой молодых архитекторов проектировал здание министерства просвещения и здравоохранения в Рио-де-Жанейро. Постройка была завершена в 1943 и привлекла всеобщее внимание не только как общественное сооружение, созданное с применением новейших архитектурных средств, но и как первый пример использования сплошного солнцемодулирующего экрана на одном из фасадов. За пределами Бразилии Нимейером был построен Бразильский павильон на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939. Уже в 1940-е годы, в своем проекте спортивно-развлекательного комплекса в Пампулье, Нимейер поразил мировое архитектурное сообщество, отказавшись от господствовавшего в то время формально-рационалистического направления модернизма и обратившись к архитектуре, полной фантазии и неожиданных решений. В 1974 он выступил в роли главного консультанта при сооружении здания штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке. В 1955–1956 Нимейер разработал проект Музея современного искусства для столицы Венесуэлы Каракаса, а для проходившей в 1957 в Берлине Международной строительной выставки построил постоянный жилой блок. В 1966 он завершил проектирование здания штаб-квартиры Французской коммунистической партии в Париже и обширного жилого комплекса в городе Грасс близ Ниццы. В 1957 Нимейер был назначен главным архитектором Бразилиа, новой столицы страны. Ее генеральный план был выполнен Нимейером совместно с Лючио Коста. Нимейер проектировал все крупные общественные здания, включая президентский дворец (Дворец Рассвета), министерство иностранных дел (Дворец Арок), здания Конгресса, Верховного Суда и наконец кафедральный собор. Нимейер создал множество замечательных проектов – как для Бразилии, так и для других стран; все они принадлежат к более лиричному направлению модернизма, основанного на пластической чувственности. В формальном отношении Нимейер адаптировал основы «интернационального стиля» к экзотической и исконно барочной реальности тропиков, разработав ряд решений, основанных, главным образом, на широком использовании криволинейных форм. Самый важный вклад Оскара Нимейера в современную архитектуру заключается в его приверженности идеям творческой свободы, высокой оценке индивидуального таланта и понимании того, что архитектура, прежде всего, является главным способом художественного выражения превосходства Человека. Красота для Нимейера – инструмент эстетического воздействия, утверждающий себя, как политическая воля. Этот профессиональный выбор находит отзвук и в его личной идеологии, долгое время определявшей его общественную и частную жизнь в сложный период политической истории Бразилии. Нимейер постоянно выступает за сглаживание экономических и социальных противоречий, характерных для капиталистического общества и особенно ярко проявляющихся в развивающихся странах. Поэтому вся жизнь Нимейера-архитектора тесно связана с жизнью Нимейера-интеллектуала, выступающего в защиту интересов не только Бразилии, но и всей Латинской Америки, что сближает его с политическими лидерами, как Фидель Кастро и, в последнее время, Уго Чавес.
|