В начале XVII столетия основным центром развития живописи во
Франции был не Париж, её столица, а восточная провинция Лотарингия и
её главный город Нанси.
Когда было создано большинство произведений живописца из Лотарингии
Жоржа де Латура, неизвестно. Долгое время мастер был забыт, и только
в начале XX в. его открыли заново. В его творчестве можно выделить
два важных направления: жанровые сцены и картины на религиозные
сюжеты.
Жанровые сцены Латура — живописные варианты одной и той же темы: молодой,
богато одетый человек становится жертвой бродячих гадалок или
карточных шулеров. В XVII в. этот сюжет впервые появился в
творчестве итальянского художника Микеланджело да Караваджо, а
позднее обрёл популярность во всей Европе. В картине «Шулер»
(1630—1б40 гг.) Латур использовал художественный приём Караваджо —
противопоставление тёмного пространства и потока яркого света.
Фигуры героев, детали их одежды и скупой интерьер выписаны тщательно
и немного суховато. Действие построено на молчаливой игре взглядов
персонажей, внутреннем диалоге, который превращает заурядное событие
в мистическое и таинственное. В картине немало деталей со скрытой
символикой. Например, распустившаяся шнуровка в одежде шулера, перья
на шляпах — символы разгульной жизни, крупный жемчуг на шее женщины
— средневековый символ супружеской измены. У юноши, которого
обманывает шулер, шнуровка затянута, но пышные перья на шляпе
означают его склонность к распущенности. Картины Латура на религиозные темы весьма
разнообразны по содержанию. Мастер обращался как к текстам Ветхого и
Нового Заветов, так и к апокрифам. В апокрифической литературе
художника интересовали, прежде всего, эпизоды детства Богоматери и
Христа. Такие картины на первый взгляд просты и незатейливы:
мальчик-Христос держит свечу над склонившимся к работе Иосифом
(«Иосиф-плотник»); юная Мария стоит со свечой перед Своей матерью
Анной, читающей Ей книгу («Воспитание Богоматери»).
Традиции и образы Караваджо и в целом стиля барокко не прижились на
французской почве. Возможно, поэтому такие мастера, как Калло и
Латур, не нашли поддержки в современном им искусстве — нарождавшийся
классицизм предлагал свои ценности и художественные законы.
|