|
В названии нет никакого подтекста. На полотнах мужчина и женщина, мать и ребенок, спортсмен и спортсменка. Точный состав не важен, важен факт наличия двух персонажей. Кураторы выставки собирали работы на вечную тему отношений человека с человеком. |
"Двое" - так называется выставка живописи русских художников-эмигрантов ХХ века из частных собраний, которая открылась в Москве. Она интересна еще и поэтому - это редкая возможность вообще увидеть эти картины.
Двойной портрет в русской живописи - явление редкое, брались за него далеко не все художники, так как изображение подразумевает особую психологию и даже мистику взаимоотношений.
На одной из картин античная статуя в музее будто иронично улыбается двоим посетителям: зачем пришли, раз ничего не понимаете? И двое, поджав губы, кажется, вот-вот проникнутся. Глядя на другое полотно, не сразу понимаешь, зачем странная парочка во имя любви надела противогазы. Вот еще одна картина, на которой двое любуются друг другом через окно. Не проще ли последовать примеру других двоих, целующихся в укромном местечке на бульваре?
Здесь перед каждой картиной волей-неволей, да вырвется: "Простите, можно поддержать Ваш разговор?"
Сергей Капица, ученый, посетитель выставки: "В этом - смысл таких вещей! Одинокий портрет разговаривает с вами, а тут - разговор втроем!"
Люди с полотен словно начинают делиться своими снами и бедами, наперебой рассказывать друг о друге, и даже петь не совсем приличные частушки. Для художника самое важное - не то, как они выглядят, а то, что они переживают. Что их держит вместе, вдвоем.
Александр Боровский, искусствовед, художник: "Пространство между ними окрашено чем угодно: любовью и ненавистью, непониманием, единением. Этого не бывает во времена "массовые", такие, когда "все, как один". Скажем, "Рабочий и колхозница" - это не двое, это - часть массы, тут нет индивидуальности".
"Гимнасты" Павла Челищева словно не услышали команду: "Строиться!" и остались вместе, сохранив все человеческое: силу и нежность. А у "Испанок" Ольги Сахаровой поразительно русские лица.
Впрочем, ничего странного. В галерее "Наши художники" в этот раз собрали работы русских эмигрантов. Они, волею судеб оказавшиеся в начале века в Париже, словно связали в один крепкий узел наследие и чувства русских художников и новые модные тенденции западных. И несколько европейских полотен здесь, на выставке, скорее, для сравнения.
Наталия Курникова, куратор выставки: "Даже их маловато. Можно было бы еще добавить. Ведь именно западные художники увлекались этой темой, после Фрейда. В культуре, вообще, произошел такой всплеск. Ковыряющиеся в человеческой душе, достающие из нее многие вещи, о которых многие даже не подозревали, художники все это чувствовали, видели и отражали".
Выставка "Двое" - о главной теме в искусстве, человеческих отношениях. И как бы ни менялись время, стили, краски, представления и даже имена художников, двое на холсте могут смотреть в разные стороны, но существовать друг без друга у них уже не получится
Впрочем, чтобы показать двоих, на самом деле, совсем не обязательно двоих изображать. Вот, к примеру, если какая-нибудь женщина в порыве ярости швырнет со стола "Вазу с фруктами", то тот, из-за кого она это делает, в последний момент обязательно появится и протянет ей свои сильные руки.
взято:http://www.1tv.ru/
|